|
Поездка на автобусе - время для размышлений. |
На июльском заседании Думы Добрянского городского поселения вопрос о повышении тарифов на проезд в городском транспорте уже поднимался. (Об этом «Камские зори» писали в газете № 31 (10965) за 4 августа 2011 года «Работать на корзину или на народ?»)
Напомним, что на том заседании глава города Сергей Окулов предложил перенести рассмотрение этого вопроса на будущий год. Его аргументы - есть добрянское предприятие, которое готово обслуживать городские маршруты при действующей ныне цене 10 рублей. Он считает, что нужно запус-тить рыночный механизм на общественном транспорте, это будет в интересах не слишком платёжеспособного населения.
Мнение главы - принимать решения в интересах населения. Большинством голосов вопрос о тарифе отложили.
После этого заседания по инициативе одного из крупнейших перевозчиков городского поселения - ООО «Центравтотех» была проведена независимая экспертиза. По мнению перевозчика, действующий тариф в размере 10 рублей не покрывает расходы и является экономически невыгодным.
Аудиторская компания завершила-таки экспертизу тарифа на проезд в общественном транспорте Добрянского городского поселения. Как считает компания, экономически обоснованный тариф должен быть 15 рублей 37 копеек за поездку.
Возникает вопрос, а за что будем платить такие огромные деньги.
За комфорт? Как эта услуга предоставляется в нашем городе и готовы ли люди к повышению цен, я решила проверить.
Полдень. Народ толпится на всех остановках. Рассматриваю доску объявлений. Я, как пассажир, редко езжу на городских автобусах, не знаю, какие автобусы когда и куда идут, ищу на доске объявлений хоть какое-то расписание - нигде нет (побывала на семи остановках). Пришлось расспрашивать людей.
Наблюдаю за проходящими автобусами. Некоторые - приятно посмотреть: новенькие, ухоженные, с мягкими креслами и красивыми занавесками. Другие - с ржавчиной по всему корпусу, тут скрипит, там брякает, сиденья обтрёпанные.
Рядом пожилая пара. Женщина достаёт из сумки газету, муж посмотрел и говорит: «Не доставай!»
- Да я две таких газеты успею прочитать, пока нашего автобуса дождусь.
Подходит автобус (маршрут 3А), захожу. Кондуктор вежливо и спокойно просит всех оплатить проезд. Рядом стоящая женщина начинает возмущаться:
- Я сама знаю, когда платить, что вы делаете замечание. Скажите лучше, сколько проезд стоит, даже табличку не можете написать! А сиденья у вас вон ободранные. Посмотрите, какое большое расстояние между ними, надо сиденья ближе придвинуть, тогда посадочных мест больше будет.
Бедный кондуктор, сколько терпения нужно было, чтобы выдержать этот тон. Тут не выдержали молодые люди:
- Женщина, ну что вы хотели, какая цена, такой и комфорт!
Павел и Иван - студенты из Перми:
- Мы привыкли к автобусам, есть и хуже, но таких, как этот, в Перми мало. Кондукторы разные попадают, где-то и грубят, но большинство приветливые. К повышению цен за проезд мы готовы, родители покупают нам проездные.
Теперь оно и понятно, раскошеливайтесь, господа родители! Конечно, если б молодые люди сами зарабатывали, то и отношение к повышению тарифов было бы другое, а так - родители заплатят. А с другой стороны, в чём-то они, может, и правы.
Разговариваю с кондуктором.
- Сейчас меньше стали в автобусах мусорить, - рассказывает кондуктор. - И культура поведения людей меняется. Ехал один раз пьяный мужчина, да ещё достал пива бутылочку, сделала ему замечание, он «выступать» начал. Все пассажиры встали на мою защиту, а мужчину из автобуса выгнали.
- Как же, - присоединяется к нашей беседе бабушка. - Мусор как был, так и остаётся. Поехала вчера утром к дочери в Нижний Лух, так в автобусе даже не подмели. Вот вам и комфорт.
- На городские автобусы цены никак нельзя поднимать! - считает Алевтина Павловна, жительница посёлка Лесников. - Мы с мужем каждый день едем туда и обратно, в день тратим 40 рублей, умножаем на 30 дней, получаем затраты на проезд - 1 200 рублей в месяц! Для меня это беда, даже не знаю, как будем ездить, если цены поднимут.
- Зарплаты у многих - кот наплакал. Кто-то хочет поживиться за счёт народа! - говорит женщина средних лет. - Сразу хочу предупредить, что на автобусах езжу редко. Обычно хожу пешком, либо езжу на машине. Поэтому лично меня это не сильно задевает. Однако постойте. Вот объясните, почему прошлые повышения тарифов на проезд в общественном транспорте объясняли повышениям цен на топливо. И ещё раздражает странная формулировка «в связи с увеличением расходов перевозчиков». Расходы на что? Может быть, на бонусы руководству? Или, может, затраты на производство услуг? Так ведь когда топливо дешевеет, цены на продукцию не опускаются почему-то.
- А я за повышение цен на проезд! - высказывается стильно одетый молодой человек. - Просто надоело смотреть, как автобусы разваливаются, а новые никто не покупает. Бизнес есть бизнес, он должен приносить прибыль. Я согласен платить за проезд 15 рублей, но чтоб ехать в комфорте. А кому дорого, всегда есть альтернатива - пешочком... Хотя и понимаю, что комфорт и цена у нас в городе - вещи далеко не взаимосвязанные.
Экономическая схема формирования тарифов до сих пор не ясна простым людям. Кто должен писать таблички с расписанием автобусов и другой информацией? Имеет ли значение независимая экспертиза? Если повышаются тарифы, то должна повышаться и культура обслуживания.
КОММЕНТАРИИ
Сергей ОКУЛОВ,
глава Добрянского городского поселения
Тарифы за проезд в городском транспорте на данный момент не повышены. Оснований для повышения тарифов, на мой взгляд, нет. Нужно открыть рынок, чтобы за счёт конкуренции создать благоприятные условия для населения, пользующегося городским транспортом. То, что руководство ООО «Центравтотех», подало в суд, это его право. Будем ждать решения суда. Сейчас у нас есть заявки добрянских перевозчиков: ИП Сухорослова, ИП Кононенко, УТТ ПГРЭС , которые могут оказывать услугу по перевозке населения по действующему тарифу.
СПРАВКА
ООО «Центравтотех» подал в суд на Добрянскую Думу о признании «незаконным бездействие Думы, выразившееся в неисполнении обязанностей по установлению тарифов». Судебное заседание назначено на 31 октября.