Терминалы оплаты стали привычным делом для жителей нашего района. С помощью разноцветных «столбиков» можно быстро и без хлопот оплатить свои счета. А кто же контролирует работу терминалов и защищает права потребителей? Ведь при оплате услуг случаются проблемы и внештатные ситуации. С этим столкнулся и наш читатель Вячеслав.
- Терминал не должен работать, если заканчивается кассовая лента? - спрашивает он на сайте нашей газеты.
Согласно закону о защите прав потребителей, за любую оказанную услугу вам обязаны выдать кассовый чек. И работать с неисправной кассой предприниматель не имеет права.
Но отсутствие чеков - не единственная проблема. Случается, что положенные на счёт деньги поступают только через день, а то и вовсе не приходят. Можно ли их вернуть?
Наш корреспондент на собственном опыте попыталась это выяснить после того, как деньги, положенные на телефон через терминал, не пришли в течение суток.
Телефонный номер, указанный в чеке, (кстати, чек всегда забирайте, в конфликтной ситуации он - единственное подтверждение оплаты) принадлежит предпринимателю. Но он только и может сообщить, прошёл платёж дальше в систему или нет, так как является платёжным агентом. А вот деньги на счёт оператора связи переводит поставщик услуг - Объединённая Система Моментальных Платежей (QIWI).
И только поставщик может ответить, где «застряли» деньги. Но для этого нужно звонить в Москву по телефону справочной службы, который указан в чеке. Сведения о переводе денег получить можно, а адрес юридического лица - нет.
- Мы не предоставляем контактную информацию, - вежливо ответили на том конце провода в столице, - мы оказываем помощь только в проведении платежей и консультировании.
- А как же указать в жалобе ваш адрес и реквизиты? - удивилась я.
- Извините, ничем помочь не могу.
Получить ответ так и не удалось. А не зная адреса юридического лица, заявление в суд или правоохранительные органы вы написать не сможете.
В Добрянке есть несколько организаций, занимающихся защитой прав потребителей - Роспотребнадзор, отдел потребительского рынка администрации Добрянского района и администрации Добрянского городского поселения, отдел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке при Добрянском отделе внутренних дел, налоговая инспекция. Но, как выяснилось, проверка терминалов в Добрянке ни разу не проводилась, и жалобы на отсутствие чеков или поступлений на счёт клиентов тоже не поступали. А без жалобы проверять контролирующие органы не имеют права. Люди ругаются, а куда жаловаться - не знают, да и связываться ради чаще всего небольшой суммы не хотят.
- На мой счёт не поступило 100 рублей, - говорит наша читательница Тамара, - пришлось снова положить, деньги пришли намного позже. Жаловаться? Ради ста рублей куда-то бежать хлопотно, да и не знаю, куда.
Так рассуждают многие, кто пользуется услугами терминалов. На это и рассчитывают терминальщики.
Первый шаг к упорядочиванию этого бизнеса сделан. С 1 апреля в силу вступили законы «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» от 3 июня 2009 года, согласно которым все платёжные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой. Контролировать исполнение закона будет налоговая инспекция и другие инстанции. Теперь контролирующие органы смогут сверять суммы, внесённые жителями района, с суммой, которую достали из терминала.
Поразительно, но факт - ранее это не учитывалось никем, кроме владельца терминала. Остаётся только надеяться, что в следующем законе будут урегулированы отношения потребителей и тех, кто оказывает услуги по оплате через терминал.
НАША СПРАВКА
Основные крупные игроки на рынке моментальных платежей - Розничный бренд QIWI (КИВИ), под которым работает Объединённая система моментальных платежей (ОСМП)), «Киберлат» и «Евросеть».
Платёжная система ОСМП в сентябре 2009 года покрывала 36% российского рынка моментальных платежей. Её среднемесячный оборот составлял 19,8 миллиарда рублей. Сегодня в России работает около 200000 платёжных терминалов, из которых 97000 - терминалы QIWI (КИВИ). С их помощью в минувшем году было проведено более 2,3 миллиарда операций по переводу денежных средств.
В ТЕМУ
С 1 апреля по закону все небанковские платёжные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой (ККТ). Однако поставить ККТ - это только полдела, необходимо пройти регистрацию в налоговой инспекции. На российском рынке сейчас только 40% терминалов оснащены ККТ, но лишь 1% находится на учёте в налоговых органах (данные Национальной ассоциации участников электронной торговли за февраль 2010 года).
ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
Отдел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке - 2-67-29 (руководитель Юрий Венцель).
Роспотребнадзор - 2-41-25 (руководитель Николай Кошкин).
Отдел потребительского рынка администрации Добрянского района - 2-59-50 (начальник Ирина Дозморова).
Администрация Добрянского городского поселения - 3-97-45 (ведущий специалист - Любовь Крысенкова).
Налоговая инспекция - 9-70-00 (руководитель Валерий Варин).