В среду, 2 марта, Добрянка встречала высокого гостя - министра образования Пермского края Николая Карпушина. Он приехал с рабочим визитом в школу № 4, где старшеклассники за хорошую учёбу получают краевые стипендии. А ещё заглянул в детский сад № 11 - в нём всё готово для лицензирования.
Напомним, что депутаты Законодательного Собрания решили с 1 апреля увеличить зарплаты бюджетникам на 3,4 процента. Выяснить, что думают об этом учителя и директора школ Добрянского района - цель визита краевого министра. По его мнению, между информацией, которой владеют учителя и директора школ, существует пропасть.
- Это правильно, когда 15-летний школьник получает деньги за успехи в образовании, как и его сверстники в ПТУ - стипендию, - считает Николай Карпушин. - За работу, а учёба - это труд, ты должен получать деньги. Выпускник, набравший 225 баллов на ЕГЭ, в вузе с первый по третий курс получает стипендию - пять тысяч рублей. И у молодого человека появляется мотивация на хорошую учёбу и поступление в высшее учебное заведение. Нельзя допускать, чтобы тот, кто учится, потом оказывался безработным или малооплачиваемым работником.
Министр делится радостью с директорами - в декабре совершенно неожиданно он нашёл в бюджете 40 миллионов рублей для ста лучших школ края.
- Почему ста? Отдали бы двумстам, только денег на одну школу получилось бы меньше, - поясняет министр. - Моя главная задача, чтобы учитель заработал за приличный результат приличные деньги. Например, если по математике его ученики на ЕГЭ набрали баллов выше, чем по России. Важно, чтобы на деньги, которые получает учитель, он смог купить шубу.
Педагог, ученики которого показали хорошие результаты, весь год получает доплату 10-15 тысяч рублей в месяц из тех денег, которые мы отдали школе сверх норматива. Но педагог должен понимать, что если сработает хуже в этом году, то в следующем доплата будет меньше.
В 2011 году краевое министерство образования распределит 80 миллионов рублей между лучшими школами края. А с 1 июня на 6,5 процента увеличится фонд оплаты труда.
Самой проблемной на сегодня, по словам Николая Карпушина, остаётся зарплата учителей городских школ. Поэтому внеплановое повышение дохода педагога на 3,4 процента пройдёт во всех городских школах края. За год доходный норматив увеличится на 10 процентов.
Министр образования призывает снизить сумму неэффективных расходов. В одной из школ в Гайнах - единственный ученик выпускного класса! Для него проводят уроки учителя по всем предметам.
- Уверен, что они подсадили школьника в какой-нибудь девятый класс и тихонько ему преподают, - говорит Карпушин. - И таких неэффективных расходов у нас много.
Краевой чиновник также отметил, что необходимо создавать как можно больше автономных образовательных учреждений.
Всех руководителей от образования немало волнует лицензирование. Как считает Николай Карпушин, наличие или отсутствие лицензии не является результатом работы школы.
- Меня лицензирование не волнует, разбирайтесь с инспекциями сами, - говорит он. - Мне важно, как в школах преподают математику, русский язык, блок научно-естественного цикла и иностранный язык. Ваш результат - это победы в олимпиадах краевого и российского уровней, итоговая государственная аттестация, единый региональный тест и отсутствие подростковой преступности.
Директоры после резкого монолога министра притихли. Хотя вопросов, наверное, достаточно.
- Как смотрит правительство края на увеличение средств на оплату питания школьников? - поинтересовалась заместитель главы администрации района Ирина Парулава. - С введением новых стандартов с первого сентября 2010 года в начальной школе подразумевается двухразовое питание детей. Что планируется?
Карпушин сначала отмахнулся, что это якобы не к нему вопрос. По его мнению, есть льготы для малоимущих.
- Мне хочется, чтобы дети были сыты, но я не понимаю, почему мы должны их кормить из бюджета. А где их родители?! - восклицает министр. - Сирот кормим. Почему мы должны кормить детей, родители которых тунеядцы?
- По-вашему получается, давать деньги на обеды должны родители, - удивляется один из присутствующих. - Почему тогда в критерии оценки деятельности школы входит охват детей питанием?
Ответа не получил…
- Ваша задача - давать хорошие результаты! - продолжает министр. - Главный показатель работы школы - учебная деятельность и качество предоставления образовательных услуг.
Директора первой полазненской школы Ольгу Брызгалову вот уже шесть лет интересует вопрос охраны. В районе он никак не решается. Нужна помощь краевых властей. Но для министра всё давно, окончательно и бесповоротно решено - сами зарабатывайте!
- Занимайтесь своим делом, - говорит, как отрезает Николай Карпушин. - Задача министерства - наполнить вам норматив, а там вы уже торгуете. Для нормальной охраны школы нужны радиотелефоны и камеры. Сами покупайте, но тогда денег на зарплату учителей вы не найдёте.
Больной вопрос в Добрянке - будут ли получать стипендии учащиеся вечерних школ?
- Да не будем мы им платить! Они должны работать. Выгоните неработей оттуда. Вечерние школы создавались для образования взрослых. Об этом красноречиво повествует фильм «Весна на Заречной улице». Где там дети? А во что сейчас превратилась вечерняя школа?
Николай Карпушин остался неудовлетворённым от встречи с директорами школ Добрянки.
- Я ожидал больше вопросов, - сетует он. - Либо они ничего не поняли, что я рассказал, либо они согласны со всем, что мы делаем. Скорее всего - второе. Мы говорили сегодня об изменениях в системе стимулирования труда педагогов, об инвестициях в образовании. Мы начали давать стипендии старшеклассникам, выпускникам школ, которые поступили с 225 баллами в вузы, мы начали платить учителям за результат. Это изменения, которые помогают людям делать правильный выбор и создавать поле для дальнейшей работы.
Директор детского сада № 11 Татьяна Кочкина провела министра по обновлённым группам с новыми окнами и линолеумом, показала спортивный и музыкальный залы, бассейн. Особая гордость садика - сенсорная комната с чудо-креслами, шаром для релаксации и компьютерный кабинет, в котором семилетние детишки создают анимационные проекты. Вопросов господину Карпушину никто не задавал, ничего не просил с барского плеча. Министр остался в полном восторге от посещения садика.