В этом году младшеклассники будут заниматься по новым федеральным стандартам для начальной школы. Пока полностью на них перешли два первых класса Добрянской школы № 2, где создана апробационная площадка. Обязательными для всех без исключения учебных заведений они станут в сентябре 2011 года.
В чём суть?
Новые стандарты предъявляют более серьёзные требования к информационной среде школы, заставляют увязывать содержание предмета с реальной жизнью или практикой, требуют более плотного взаимодействия учителей с родителями. И главное - по каждому виду деятельности в них расписаны ожидаемые результаты. Причём даётся различие: «ребёнок научится» тому-то и тому и «получит возможность научиться» в старших классах.
К примеру, если речь о духовно-нравственном воспитании, то учитель должен не только объяснить ученику основы элементарных социальных знаний, но и растолковать, что такое общественные нормы, сформировать у ученика позитивное отношение к тому, что в обществе считается благом. В области чтения главной задачей будет умение осознанно читать текст, искать в нём нужную информацию, анализировать. Писать придётся не только сочинения и диктанты, но и sms-сообщения, и электронные письма.
В новых стандартах много внимания уделено умению учеников работать с современными информационными носителями и с компьютером, ориентироваться в Интернете. Теперь к 4-му классу ученик должен уметь набирать на компьютере тексты не только на русском, но и иностранном языке, а также сканировать и рисовать на экране. Флэшка, видеокамера и диктофон станут столь же необходимы в учёбе, как когда-то мел или ластик.
В классе не меньше 25 учеников
Новые стандарты, по сути, предусматривают переход к школе «полного дня», когда внеурочная работа считается частью образовательного процесса. К внеурочной деятельности, напомним, относятся экскурсии, кружки, конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования и прочее. Далеко не все мероприятия можно провести в кабинетах. Если школа не имеет свободных помещений или кадров, она может привлекать к сотрудничеству центры творчества, спортшколы. Время, которое отводится на внеурочную деятельность, учитывается при определении объёмов финансирования. Впрочем, это ещё не значит, что оклады у педагогов вырастут. Новые модели оплаты труда пока ещё только разрабатываются.
Все достижения учеников по разным предметам теперь в обязательном порядке собираются в портфолио. Даже по физкультуре: туда, например, можно положить листок самоконтроля упражнений, которые ученик делал в течение какого-то времени. Содержание портфолио учитывается при аттестации педагогов, потому контролировать заполнение «портфеля успехов» учениками им придётся весьма тщательно.
Родителям придётся ходить в школу чаще обычного. Их могут пригласить на родительскую конференцию или лекторий, на педагогический практикум. Одним словом, родитель учителю должен стать почти родственником. Педагогу нянчиться теперь придётся не только с детьми, но и с их родителями. Хорошо, если попадутся благополучные. А если асоциальные? Попробуй, затащи таких на лекторий.
Опять шестидневка?
Новые стандарты позволяют школе выбрать учебную неделю - пяти- или шестидневную. Но в первом классе в любом случае продолжительность не должна быть больше пяти дней и в общей сложности 33 недель. Урок в первом классе длится 35 минут, со второго по четвёртый - 35-45 минут - на усмотрение школы.
Противоречия
По санитарным нормам учебная нагрузка первоклассников - 20 часов в неделю, по новому стандарту - 30.
Необходимость переоборудования школьных помещений, разработки дидактических материалов.
Отсутствие нормативно-правовых документов по финансированию дополнительных часов внеурочной деятельности, учебников, методических рекомендаций.
МНЕНИЕ
Юлия БУРМАНТОВА, учитель 1 А класса Добрянской школы № 2, которая участвует в эксперименте по введению ФГОС начального общего образования с 1 сентября 2010 года:
- Очень интересно работать по новому стандарту. Меньше пишем с детьми, больше рассуждаем, работаем в группах. Очень нравится новое положение в стандарте - внеурочная деятельность, по два часа каждый день. Детей заставляем постоянно думать, им приходится многое делать самим, а для них это всегда трудно.
Пока два класса участвуют в эксперименте, можно организовывать внеурочную деятельность, а в следующем году, когда все пять начальных классов начнут обучаться по новому стандарту, могут возникнуть проблемы с учебными кабинетами.
Очень сложно педагогу, который привык к традиционному обучению, перестроить свою работу. Нужно быть профессионалом с горячим сердцем и холодной головой, с огромным багажом знаний.
Старая система уже устарела и постепенно отмирает. «Встряска» в образовании нужна. Однако эксперимент не свалился к нам как снег на голову. С 2008 года началась апробация нового стандарта. Учителей обучают, родителей знакомят. Нарабатываются разные модели обучения, в учительской среде идёт активный обмен опытом. В следующем году учителям будет уже проще. Не всё пока получается, но мы стараемся.
Регионы, где начальная школа уже занимается по новым стандартам:
Новгородская, Новосибирская, Мурманская, Ленинградская, Ростовская области, Приморский край, Удмуртия, Татарстан, Адыгея, Кабардино-Балкария, Москва.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА (НА НЕДЕЛЮ)