|
Словно маленькая девочка, Заслуженный работник культуры России Валентина Дроздова очень трепетно и ревностно относится к своим куклам. |
Недавно три «Газели» доставили к подъезду краеведческого музея кукол руководителя Народного театра драмы Валентины Дроздовой. В комнату драгоценные экспонаты несли на руках.
13 января в городском музее открылась выставка.
КУКЛЫ-ПЕНСИОНЕРЫ
Первыми коллекцию увидели работники библиотеки и чиновники городской мэрии.
- Народный театр кукол - уникальное явление не только в нашем городе, но и в Пермском крае, - рассказывает хозяйка коллекции. - Зародился он в Добрянке в 1967 году. За это время театр стал победителем четырёх всероссийских и трёх всесоюзных фестивалей.
- Эти куклы - пенсионеры, как и я. Некоторым уже сорок-пятьдесят лет, - начала свой рассказ Валентина Ивановна. - Мы просим их руками не трогать, потому что из них песок сыплется.
Коллекция начинается с символа театра - Чучела, подаренного Пермским театром кукол, которое в спектакле повторяет фразу: «Я ничего не умею, но всему научусь».
Часто игрушечные актёры создавались из подручных материалов. В советское время к памятнику Ленину в Добрянке приносили много корзин с цветами. Цветы вытащат ночью, а корзины остаются. Из них и мастерили кукол. Вот петушок с хвостом из метёлочки. Голова Петьки на палочке, с помощью которой кукла оживала, двигалась.
- Самые дорогие куклы для меня, - продолжает Валентина Ивановна, - это сделанные из липы к спектаклю «Звёздный мальчик». Их вырезала талантливая художница Ирина Потёмкина.
КУКЛЫ ПРОШЛИ ЧЕРЕЗ ВОДУ И СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ
Идём дальше. Вот куклы для настольного театра, сделанные художницей Любовью Баклановой, а здесь - родившиеся в руках руководителя изостудии «Кисточка» Ольги Коркодиновой.
- А эти игрушечные актёры из спектакля «Волшебная лампа Алладина» тонули в подвале «Орфея». Их потом пришлось долго восстанавливать.
Словно маленькая девочка, Валентина Ивановна трепетно и ревностно относится к своим куклам. Каждая из них - с особой историей. Полушёпотом она рассказывает о куклах, хранящих военную тайну.
- Это сорокапятилетний раритет - кукла - буржуй и куклы-солдаты - представители советской власти. Чтобы удержать одну такую куклу, нужно пять человек. Кстати, в одном спектакле могли быть задействованы до шестидесяти кукловодов.
На выставке также есть герои спектакля «Кот в сапогах», который недавно был представлен зрителям. Внизу ширмы - прорези, из которых выбегают актёры. Для детишек так и оставалось загадкой, откуда появляются герои.
Известно, что Валентина Дроздова - ученица самого Сергея Образцова, знаменитого актёра и режиссёра театра кукол.
- Мне повезло, за два года я многому у него научилась. В театре Образцова продавались билеты с подписью: «Если вашему ребёнку нет пяти лет, не расстраивайте его, в театр мы его не пустим». Великий режиссёр понимал, что нервная система детей до пяти лет ещё не сформирована.
Валентина Ивановна вспоминает, что вокруг Народного театра кукол всегда кипела работа - в детских садах были свои маленькие кукольные театры, которые объединял клуб «Теремок», в школах готовили культмассовиков. Три года по добрянскому кабельному телевидению шла передача «Угомонка» типа «Спокойной ночи, малыши». Галина Батаева, сейчас начальник загса, сидела в окошечке и рассказывала сказки.
ТРЕБУЮТСЯ РЕЖИССЁРЫ
- Мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы найти помещение для кукол, - пообещал заместитель главы Добрянки Владимир Лысков, оставшийся в восторге от выставки.
- Об этом думают уже лет тридцать, - заметила Валентина Ивановна. - Кукольный театр мог бы стать брендом города, как писающий мальчик в Бельгии. Нужен стационарный музей, чтобы сохранить коллекцию. Важно, чтобы кто-то заболел этим делом. У нас много профессионально сделанных кукол, глядя на них, современным художникам можно придумывать и создавать что-то своё.
Работа в театре кукол - это трудоёмкое и затратное занятие, поэтому не все режиссёры берутся за него.