Уже пять лет население России живёт по новым жилищно-коммунальным правилам, работают управляющие компании. И, казалось бы, за это время научиться были должны: ан нет, претензии у жителей к сфере ЖКХ растут как на дрожжах. Прежде чем что-то требовать от управляющей компании, необходимо разобраться, что собственно она должна делать, а что находится в ответственности самих собственников жилья. Об этом корреспонденту «Камских зорь» рассказал директор полазненской управляющей компании «Современный дом» Сергей СЕМЕРИКОВ.
- Сергей Валерьевич, какая главная проблема стоит сегодня перед управляющей компанией?
- Снижение социальной напряжённости в вопросах тарифообразования. Население жалуется на повышение тарифов. А управляющая компания не устанавливает размер тарифов. Их утверждают поставщики услуг в Региональной энергетической комиссии. Также собственники жилья вправе на общем собрании определять экономически обоснованный тариф за содержание и ремонт их дома, который устанавливается по закону не менее, чем на 1 год.
- Неужели это возможно?
- Да, эта норма есть в законе - Жилищном кодексе, статья 156. Наша управляющая компания ежегодно проводит собрания с жильцами, где отчитывается за проделанную работу и за потраченные деньги, предлагает перечень работ на будущий период.
- Как проходят собрания?
- Есть дома, в которых жители активные, на собрания приходит человек 30, но в основном по 5-10 или вообще никто не приходит. А чтобы принять решение, нужен кворум - более 50 процентов собственников. Опыт показывает, что его не добиться. Поэтому все решения принимаются в форме заочного голосования посредством распространения анкет. Вся информация каждому вручается под роспись. Жильцы заочно, часто не понимая за что, голосуют, и получается - «тут не слышал, там не знаю или не понял». Идёт время, и, в конце концов, этот дом, например, не попадает в федеральную программу по капитальному ремонту. Тогда жильцы начинают нам звонить, жаловаться и возмущаться. В некоторых домах в этом году собственники ведут себя странно - сами голосуют против тарифа, установленного в прошлом году, но при этом не предлагают новый и требуют проведения ремонтов в домах.
Если жильцы сами не определяют размер платы за содержание и ремонт жилья, то по Жилищному кодексу РФ он устанавливается органом местного самоуправления.
Во многих домах, которые обслуживает наша управляющая компания, работают инициативные группы, и чем лучше они организованы, тем эффективнее наша работа с этим домом.
Приведу пример. В одном из домов есть старший по дому. Он общается с жильцами, знает их проблемы, постоянно приходит на собрания. И мы прекрасно работаем! От жильцов никаких жалоб. В другом доме есть инициативная группа жильцов, с которой также совместно решаем все вопросы. Это даёт результаты.
По Жилищному кодексу РФ ответственность за содержание дома лежит на собственниках.
Управляющая компания выбрана для управления многоквартирным домом. Это значит, что жильцы совместно с управляющей компанией создают благоприятные и безопасные условия проживания.
- Несколько лет население будоражит проблема сверхплатежей за воду, введение коэффициентов для тех, у кого установлены счётчики. Как решаете эту проблему?
- Размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется на основании Постановления Правительства РФ
№ 307 в редакции от 21 июля 2008 г., других законодательных документов, регламентирующих отличный принцип расчёта, нет.
Существует дисбаланс в фактическом потреблении воды и в передаваемых показаниях приборов учёта воды.
Происходит это от того, что жильцы несвоевременно или вовсе не подают показания. Если жильцы хотя бы одной квартиры не подали свои показания, то вода, которую они израсходовали, становится нераспределённой. Этот объём и входит в расчёт коэффициента (так называемый разбаланс), который жильцы должны оплатить дополнительно к своим показаниям по счётчику.
Есть хозяева, которые, экономя свой бюджет, не достоверно передают показания счётчиков. Платят за два куба (считают, что больше воды они не тратят), а фактически расходуют восемнадцать. Например, у одних выявили неоплату за сто(!) кубов. Платили за них соседи. Многие считают, что ставя магниты и сматывая показания счётчиков у себя в квартирах, они воруют у управляющей компании, на самом деле получается, что у своих соседей. Больше всего страдают добросовестные пенсионеры, реально экономящие воду.
- Можно ли наладить контроль?
- Можно. Управляющая компания имеет право только раз в полгода проверять показания счётчиков в квартирах. На помощь приходят старшие по подъездам. Ежемесячно они обходят квартиры, записывают показания счётчиков и, сверяя данные с цифрами на общедомовом счётчике, дисциплинируют всех жильцов, приучая их к порядку и честности в передаче показаний!
Ещё одна схема воровства: в квартирах, где не установлены счётчики, прописан один человек, но кроме него проживают незарегистрированные члены семьи. Мы через опросы старших по подъезду выявляем их и составляем протоколы. Не все соседи при этом соглашаются подписывать эти акты - мол, «моя хата с краю - ничего не знаю» и согласны платить за соседа, лишь бы не портить добрососедские отношения.
Наша управляющая компания стоит на страже интересов собственников, приходится буквально вылавливать неплательщиков.
- Есть и другая позиция. Некоторые жильцы считают: «Для чего вообще нужны счётчики, если всё равно платим не по их показаниям, а больше? Не лучше ли будет их снять и платить по нормативу?»
- По закону об энергосбережении, принятом в ноябре 2010 года, до 1 января 2012 года счётчики на все виды коммунальных услуг должны быть установлены в квартирах и домах.
- Есть неплательщики за коммунальные услуги. Какие меры к ним принимаются?
- Сейчас просроченная задолженность составляет около 19 миллионов.
Мировым судьям подали 290 заявлений на выдачу судебных приказов (по долгам января 2011 года), из них 13 жильцов добровольно погасили задолженность, 58 подписали соглашения о погашении.
В службу судебных приставов предъявлено 250 приказов. Из них окончено только 28. Судебные приставы практически не работают. Это моё мнение. В этом году, как и в прошлом, за четыре месяца они всего один раз с 18.00 до 20.00 часов прошлись по квартирам неплательщиков. Нужно им работать более жёстко.
Со своей стороны мы проводим следующие мероприятия: устанавливаем причины задолженности, помогаем собрать документы тем, кто не может платить, оформляем субсидии, отключаем неплательщикам горячую воду. Там, где прописано большое количество граждан, устанавливаем счётчики, в исключительных случаях бывает, что и бесплатно.
На телефон должникам устанавливаем «автодозвон», им сообщается сумма задолженности с извещением о подаче судебных приказов в суд в случае её непогашения. Сообщаем на работу. Руководители понимают, идут нам навстречу, но, к сожалению, не все.
- Возникают ли недовольства компанией со стороны жильцов?
- Возникают. Поступают как объективные жалобы, так и недовольства, решение которых зависит от самих собственников. Находим компромиссы с собственниками, устраняем причины проблем, а также снижаем оплату за некачественно предоставленные услуги. Например, за прошедшую зиму от жильцов поступило много жалоб на уборку придомовых территорий, жильцам был произведён перерасчёт и заключён договор с другой подрядной организацией.
ПО БУКВЕ ЗАКОНА
Из письма Минрегиона России от 14.10.2008 г. № 26084-СК/14:
«Жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ (пп.29 из Правил содержания общего имущества»).
Статья 156 Жилищного кодекса РФ - «Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства…
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год».
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «17.Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования».
СПРАВКА
С 1 июня 2010 года УК «Современный дом» открыла интернет-сайт www.uk-modernhome.ru, на страницах которого собрана актуальная информация о жилищно-коммунальных услугах, постановлениях правительства РФ, начислениях и платежах, справочная информация о перечне оказываемых услуг и о поставщиках коммунальных услуг, а также доступен сервис расчётно-кассового центра.