|
Ольга Емельянова размышляет о грядущих переменах. |
Нет, эта статья не о нашем сельском хозяйстве, в котором ни лошадей, ни телег почти не осталось. Мы говорим о сельской школе, которая, как и всё школьное образование, переходит на новые колёса стандартов.
- Идея хорошая, - считает заместитель директор Ольга Михайловна Емельянова. - Но денег нет. И перемены требуется вводить в сжатые сроки.
В чём педагоги села Перемское видят плюсы новых подходов?
МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ
Теперь нужно не столько давать знания, сколько учить ребят учиться, чтобы они сами добывали эти знания. Хотя идея, собственно говоря, не нова. В воздухе она кружит десятилетиями. Педагоги, которые работают творчески, умеют так поставить вопросы, что дети сами находят на них ответы, и находя, постигают новый материал, делают свои маленькие открытия. Теперь это должно стать обязательным для всех. Нельзя, например, первокласснику сообщать, что «это буква А». Надо так построить занятие, чтобы он сам понял, какая буква. Легко представить, как непросто будет осваивать эти методики рядовым педагогам, которые уже столько всяких методик изучали и опробовали.
Даже прослушав цикл лекций на курсах, пообщавшись с городскими коллегами и поработав на практических занятиях, учителя начальных классов всё равно съезжают в знакомую, «уютную колею». Начинают вести урок «по-новому» и вдруг оказывается, что привычно разжёвывают материал - теперь-то от них требуется совсем другое. Освоение методики явно не будет скорым. С такими трудностями столкнулась Светлана Ивановна Смоленцева, она в следующем учебном году начнёт учить «по-новому» первоклассников:
- Мы готовимся. Изучаем программы, ездим на семинары, занимаемся с дошкольниками, - говорит уверенно, спокойно, но чувствуется, что волнуется.
- На первое место выходит самостоятельная деятельность ученика, - подчёркивают педагоги.
НЕСХОЖИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ
Для того чтобы новейшие подходы приносили пользу, нужно к каждому ученику подходить индивидуально. Один маленький исследователь играючи щёлкает задачку за задачкой, другой пыхтит, старается, но результат у него может быть совсем другим. И что тогда? Как построить урок с учётом всех этих разных способностей, склонностей? Внимание нужно всем детям. А в сельской школе нет параллелей. На соседних партах сидят ребята с противоположными способностями и устремлениями. Одному нужно больше наглядности, другому больше научности.
На все эти вопросы уже с осени давать вполне конкретные ответы будет Светлана Ивановна Смоленцева.
Разработчики стандартов, похоже, совсем мало думали о том, что кроме столичных и «продвинутых» образовательных учреждений в крупных городах есть глубинка со своим укладом, трудностями и достижениями.
При новых подходах «обучать» ребят будут книги, компьютеры, различная техника. Начальному классу, например, понадобится набор развивающих игрушек.
- Выделят, к примеру, тысячу рублей, приобретём на них учебники, а на игрушки ничего не остаётся, - делится сомнениями заместитель директора Ольга Емельянова.
Магнитофон, телевизор тоже необходимы для выполнения стандартов (читай - обучения школьников).
Да, пока что не до жиру - быть бы живу.
ЩИ ДА КАША
Новые подходы при всей своей новизне в немалой степени базируются уже на достигнутом. Школьники не первые десятилетия занимаются научными разработками, в том числе и сельские. Так, например, перемские школьники выполнили работу «Щи да каша пища наша». Их задачей было выяснить, почему многие ребята не едят в школе кашу. Для этого они провели анкетирование, изучили собранный материал.
По новым стандартам в начальной школе обязательны ежедневные внеклассные занятия. Раньше их посещали по желанию, теперь они будут с уроками наравне. Для этого понадобятся ковры, стульчики, другая мебель. И как всё это приобретать? Сельским педагогам опять же ломать голову, какие занятия и как организовать. И родители должны выбирать направления для развития своих чад.
Спору нет, школа должна меняться, потому что меняется и действительность её окружающая, запасы знаний в новом веке едва ли не удваиваются за два-три года. Тем не менее, опасения, что ученик становится подопытным кроликом, тоже не лишены основания.
Если школьник приобретает знания не только из учебника, рассказа учителя и Интернета - это замечательно. Прекрасно, если он научится, увидев какое-то явление, процесс, докопаться до сути, понять самостоятельно, почему предмет устроен именно так, почему возникло это явление. Но гораздо больше пользы от нововведений, когда проводятся они не в приказном порядке, а постепенно, когда участники действия сами приходят к понимаю этих перемен, их полезности, реальности и когда «во-первых» строках точно определены материальные источники финансирования перемен.
А то ведь у нас всё делается просто. Заботливые дяди и тёти в богато обставленных кабинетах разрабатывают новые требования по оборудованию детских садов, чтобы дошколят лучше развивать, а потом «не соответствующие» детские сады просто закрывают, чтобы дети никакого развития, видимо, не получали. Или к детскому дому предъявят такие «небесные» требования, что в сельской местности выполнить их малореально, и с чистой совестью закрывают учреждение. Всё это делается ради ребятишек.
Какие бы программы и методики не господствовали в школе, основа учёбы - интерес учеников. Давным-давно сказано: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».
КОМПЬЮТЕР ДВИГАТЕЛЬ ИНТЕРЕСА
Мало кого из юного поколения надо заставлять осваивать компьютер - это любимая игрушка большинства детей, не зависимо от способностей и возраста. С компьютером детвора на ты. Но ведь это не только игрушка, а ещё инструмент познания, работы, научной деятельности и много ещё чего. В Перемской школе компьютерный класс не пустует и после занятий.
Если мальчишкам и девчонкам интересно за компьютером, так они готовы сидеть часами. И не только играют, отлично знают, как выйти в Интернет, как «скачать» игрушку или где найти нужный материал.
Так же и с любым предметом. Интерес заставляет делать следующий шаг в познании. В Перемской школе по новым стандартам вот-вот начнёт работать начальная школа. Но какой будет к тому времени состав учеников - снова неопределённость. В прошлом учебном году школу пополнили дети из Табор. В эти летние каникулы будет закрыт детский дом. Сделать точные расчёты или даже прогнозы - каким будет первый класс 1 сентября 2011 года, уже не так просто. Будущее как всегда туманно.