Премьера спектакля Народного театра драмы Валентины Дроздовой - всегда важное событие в культурной жизни города. Её с нетерпением ждут, когда наступает день премьеры - зал полон зрителей. Не стал исключением и спектакль «Турандот».
СКАЗКА С ГЛУБОКИМ СМЫСЛОМ
В воскресенье, 13 февраля, прошла премьера этого спектакля. Сказка о китайской принцессе с лёгкой руки режиссёра Валентины Дроздовой приобрела неожиданный современный колорит. Нет, не в сценографии вы встретите намёки на современность. Проблемы, которые озвучивают герои, касаются дня сегодняшнего.
Почти все актёры дважды переодеваются во время действия. В оформлении сцены - сложная декорация, кое-где появляется театр теней. Таким намеренным «утяжелением» спектакля режиссёр даёт зрителю понять, что в его основе - классическая традиция, ни грамма модерна, ни йоты современного «театра жестокости». Глубокое смысловое наполнение спектакля облечено в лёгкую форму сказочного повествования.
«ПЕТРУШКА» НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Во время интервью с Валентиной Ивановной мы поговорили не только о премьере, но и о театральной жизни, о проблемах развития культуры.
Спектакль поставлен по пьесе итальянского автора середины XVIII века Карло Гоцци. Самая знаменитая постановка - театра имени Вахтангова, премьера которой состоялась в далёком 1922 году. Пятьдесят лет спектакль не сходил с этой сцены.
- Именно он и был взят за эталон, - начинает свой рассказ бессменный режиссёр. - Но это не копия, а свой взгляд на проблемы современности, своя идея.
Итальянские дзанни - маски - Труффальдино, Тарталья, Панталоне и Бригелла рассказывают сказку о китайской принцессе. Сюжет классический - астраханский принц сватается к заморской красавице. Там его ждёт традиционное испытание тремя загадками: отгадает - станет мужем, нет - голова с плеч.
- Я увидела в пьесе не только старую сказку, - продолжает Валентина Ивановна, - она совершенно точно отражает сегодняшние отношения Китая и России: мы с сильными, умными, образованными соседями должны быть наравне. Если нет, то «голова с плеч». Такая получилась театрализованная «петрушка» на политические темы. Эта идея и стала основой постановки. Отсюда и музыка - русская и китайская. Соотношение этих мотивов настораживает, заставляет задуматься о будущем.
ОБ АКТЁРСКИХ БУДНЯХ
В спектакле играет двадцать актёров Народного театра. Чего стоили им частые репетиции, знают только они сами. И руководитель.
- Один наш актёр работает на севере страны, - рассказывает Валентина Ивановна. - Месяц на работе, месяц дома. И это время полностью посвящает репетициям. Так предан делу.
Алексей Власов, который играет главную роль, учится в институте, работает, к жене в Пермь ездить успевает. Так что актёрам время не просто выкраивать приходится, а натурально - вырывать.
- Жаль, что имена спонсоров назвать нельзя, но эти люди знают, о ком идёт речь, - говорит Валентина Ивановна. - Большое им спасибо за финансовую помощь. Все, к кому я обратилась, с желанием оказали поддержку. Наш спектакль получился богатым - и парики, и костюмы, и декорации... Использовали мы и костюмы-подборки. Помогал весь коллектив «Орфея» - приносили свои вещи из дома.
Серьёзную работу проделывает режиссёр-постановщик - нужно не только научить актёров передвигаться по сцене, но и пропускать роль через себя, переживать её. Этому учатся минимум пять лет.
- Из каждого правила есть исключения, - продолжает режиссёр. - Молодая актриса, десятиклассница Катя Соловьёва, занимается первый год. Она настолько талантлива, что я не побоялась доверить ей главную роль в спектакле «Турандот». Не только она, и другие новички, и старожилы театра - все молодцы, я от всех в восторге. Легко работать в сложившемся, дружном коллективе, где друг друга понимают с полуслова.
ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЬ, РАЗВЕРНУТЬСЯ НЕГДЕ
Самой большой проблемой театра является отсутствие приличных условий для творческой деятельности.
- В каждом городе театр - отдельная организация, целое производство, - говорит Валентина Ивановна. - Должны быть и швейные цехи, и мастерские, где изготавливают декорации, и гримёрные, и костюмерные... Это затратно. Но пользы-то от него гораздо больше!
Городу нужен настоящий Дворец Культуры. Мы готовимся к премьере, кукольный театр уже не может репетировать. Получается, что потенциал у добрянской культуры большой, а развернуться негде. За сцену коллективы буквально дерутся - и взрослым, и детям удобно заниматься вечером.
Поговорили мы с Валентиной Ивановной и об её спектаклях. Она считает, что за успехом не надо гнаться. Сегодня может быть фурор, а завтра провал. Провальных постановок у Народного театра не было, но опытный режиссёр готова и к этому.
- Может, секрет успеха в том, что мы ставим пьесы классиков, у которых своя жизненная философия, - делится с нами Валентина Дроздова. - В первую очередь они воспитывают актёров. Актёры эту энергетику передают зрителю, вот уже и зритель стал чуть добрее, воспитаннее, человечнее.
Люди устали от сегодняшней реальности, где полно «чернухи». Ею уже никого не удивишь. Удивлять надо добром. Это цель нашего творчества.