- Николай Алексеевич, с каким настроением подходите к празднику?
- Праздничного настроения, как такового, нет. Его портит порыв трубы на Карла Маркса. Оперативно устранить его мы не можем – нет тяжелой техники, стылую землю наш экскаватор взять не может. Осложняется все тем, что у нас нет на руках схем расположения трубопроводов, нам их никто не передавал, все приходится делать методом «тыка», наугад. Это общая проблема, а все коммуникации старые, ветхие, не знаешь, где в следующий момент прорвет.
- Выходит, что проблемы с водой у нас не только летом?
- С водоснабжением мы работаем уже второй год. Зимой основной вопрос – промерзание колонок, подводов к домам. Люди обращаются, мы стараемся им помочь, хотя, например, у нас граница ответственности - магистральный водопровод, это и в договорах прописано. За участок от врезки в магистраль до ввода в дом отвечает сам потребитель. Обслуживание нигде не прописано, в тарифах не заложено. С частными домами еще можно разобраться, а вот по многоквартирным – сплошная неразбериха, там непонятно, кто за что отвечает, нет хозяина. Началось это все с перехода на непосредственный способ управления, по-моему, в 2007 году. Теперь из-за этого дома не могут участвовать ни в одной программе, ни по ремонту, ни по установке общедомовых приборов учета. Никто не обслуживает сети внутри домов. МУП «ДЕЗ» по некоторым домам деньги берет, а работу никакую не проводит. Одним словом, полная бесхозность. Рано или поздно это может плачевно закончиться.
- В Елово принято говорить, что у нас тариф на воду терпимый, а вот на канализацию очень высокий. Почему так?
- Что касается воды, то тариф не включает в себя наши расходы по устранению порывов. Он не обеспечивает полностью необходимые затраты.
Канализация всегда будет дорогой. Львиную долю тарифа съедает содержание очистных сооружений. Все дело в том, что они были рассчитаны на теплое водоотведение, а у нас по факту холодное. Очищающие воду бактерии и микроорганизмы могут выполнять свои функции только в теплой воде, поэтому много энергии затрачивается на обогрев.
К тому же неэффективно работает система канализационных насосных станций, нужно проводить реконструкцию. Если КНС будут работать в автоматическом режиме, а не по утрам и вечерам, как сейчас, то энергозатраты снизятся, и вместе с тем повысится эффективность работы очистных.
- Какие-то работы в этом направлении уже ведутся?
- Администрация поселения подготовила проект по ремонту КНС, сейчас важно, чтобы его поддержало Земское собрание, так как средства там предусмотрены по принципу софинансирования. Откладывать реконструкцию нельзя, ситуацию надо менять. Необходимо установить менее энергоемкие насосы, поставить автоматическое управление, КНС будут работать без догляда человека. Нынешняя система работы насосных станций приводит к тому, что отведенная вода на некоторых участках под давлением начинает двигаться в обратном направлении. Наше предприятие также разработало программу, работающую на принципах софинансирования. ООО «Тепломонтаж» при поддержке бюджета готово вкладывать и свои средства.
В целом считаю нужным провести энергоаудит всей системы коммунального хозяйства, чтобы выявить узкие места этой сферы. Однако и без этого видно, что нужна реконструкция станции второго подъема, водонапорной башни. Там водовод гнилой, насосное оборудование изношено, водоём оставляет желать лучшего, крыша бежит.
- Очевидно, что на грядущее лето прогнозы по водоснабжению вновь будут печальными?
- Главный вопрос - необходимость контроля над расходом воды на полив. Норматива в нашем районе на полив не принято, люди пользуются водой на огороде – и это нигде не учитывается, за это дополнительно никто не платит. Поливаться, конечно, надо, но и платить за это нужно соответственно. Опять же основные проблемы в этом вопросе по многоквартирным домам. В прошлом году мы предлагали добровольно жильцам заключать с нами договор на полив, но никто этой возможностью не воспользовался.
Сейчас рассматриваем еще один путь решения этого вопроса. В домах, которые пользуются водой на полив, мы будем ставить общедомовые приборы учета. Потом будем сравнивать объемы, за которые жильцы заплатили с реальными показаниями приборов. Например, по общедомовому счетчику расход 100 кубометров, а жильцы по своим внутриквартирным счетчикам и нормативам заплатили только за 50. Получается 50 кубометров разницы. Их мы по закону разделим поровну на всех, и жильцам придется дополнительно платить.
Будем вести активную работу по незаконным врезкам в водопровод по частному сектору. Там тоже есть свои нормативы. Например, есть расчеты, которые показывают, что за сутки по трубе сечением 15 мм приходит около 17 кубометров воды. Теперь представьте, что за незаконную врезку в обход счетчика придется оплачивать из расчета 17 кубометров в сутки – сумма получается приличная. Будут составляться акты и передаваться в суды.
- Взыскание через суд дает свои результаты?
- За 2010 год из мирового суда по взысканию задолженностей поступило 174 судебных приказа на общую сумму более миллиона рублей. Часть приказов для исполнения передана в службу судебных приставов, часть направлена по местам работы должников. Благодаря работе приставов с января по март оплачено 665 тысяч рублей. Мы еще подготовили 200 исковых заявлений на сумму 415 тысяч рублей. Работа ведется постоянно. Не платят одни и те же. Большая часть долга, около 700 тысяч рублей, накоплена жильцами, проживающими по договору соцнайма в квартирах муниципального жилфонда. Одно общежитие на Комсомольской, 54 имеет полумиллионный долг. Среди организаций самая большая задолженность у «Автомобилиста» - 600 тысяч рублей.
Кстати, снизилась собираемость платежей после того, как мы перестали работать с населением через свою кассу. Тяжело приучать людей платить на почте.
- Тяжело работать одновременно по тепло- и водоснабжению?
- С теплоснабжением я связан уже много лет, изучил эту сферу достаточно хорошо. Сейчас и по воде картина становится более-менее ясной.
Кстати, если бы предприятие занималось только водоснабжением и водоотведением, то неизбежной бы была судьба, как у печально известного «Водоканала». За 2010 год водоснабжение принесло 300 тыс. убытка. Причин тому масса: плохое оборудование, износ сетей, надо мыть скважины, менять насосы.… Убытки, как ни странно, растут из-за увеличения числа счетчиков. Раньше все платили по нормативу, а он довольно большой, сейчас же многие платят по факту.
По котельным у нас в этом сезоне не было аварий. Подготовились хорошо.
Штат изменений не претерпел. По отоплению у нас трудятся 32 человека, по водоснабжению и водоотведению – 24 человека, трое – инженерно-технические работники, 5 человек - бухгалтерия. Зарплаты не очень большие, но выплачиваются регулярно.
Люди работают исправно, стараемся выполнять свою работу, несмотря ни на что.
В канун Дня работников коммунального хозяйства поздравляю коллектив участка с праздником. Желаю крепкого здоровья, семейного благополучия и меньше аварийных ситуаций на производстве.