В.М. Усатова обозначила основные направления развития образования в районе и проблемы. Главная задача местного самоуправления, Правительства Пермского края – повышение доступности качественного образования. Чтобы достигнуть этой цели, в Пермском крае, а значит, и в Еловском районе, реализуются целевые программы и проекты, направленные на укрепление материально-технической базы школ. В итоге школьные здания отвечают требованиям пожарной безопасности, а условия обучения и воспитания детей улучшаются.
С приветственным словом к родителям обратилась заместитель председателя Правительства Пермского края Елена Ефимовна Гилязова:
-Позвольте мне от лица Правительства Пермского края и его председателя Валерия Сухих поблагодарить вас за то, что дети из Еловского района достойно учатся и выдают результаты, которыми может гордиться Пермский край. В 2011 году по итогам ЕГЭ Еловский район занял первое (!) место по русскому языку. Это заслуга педагогов и результат родительского труда. И по математике у ваших ребят престижное 12 место в крае. А соревноваться приходится с достаточно «сложными» районами – в том же городе Перми куча специализированных школ. 3 человека из Еловского района, получившие по итогам ЕГЭ 225 и более баллов, поступили в пермские вузы на гуманитарные специальности. Такими детьми можно гордиться. Это Татьяна Мальцева (Дубровская школа), набравшая 100 баллов по русскому языку, Анастасия Коковина и Наталья Аристова (Еловская школа).
Знания, которые дети получают – это капитал, который поможет им быть более устойчивыми в жизни. 37 старшеклассников Еловского района, которые учатся на четвёрки и пятёрки в старших классах, уже получают стипендию 400 рублей как сигнал о том, что знаниями и хорошей учёбой можно зарабатывать пусть небольшие, но деньги.
Мы продолжим на краевом уровне поддерживать ребят, поступивших в пермские вузы с баллами 225 и выше. С уральским коэффициентом дополнительная стипендия составляет 5700 рублей, плюс обычная стипендия 1600 рублей. Это серьёзные деньги, которые облегчают нагрузку на родительскую семью по содержанию студента.
Успехи детей зависят и от труда учителя. В этом году, как и в прошлом, школы, которые по рейтингу входят в первую сотню школ по краю, получат дополнительные деньги на материальное вознаграждение учителей. В прошлом году премии педагогов, подготовивших учеников с высокими баллами в школах, вошедших в рейтинг, доходили до 70 тыс. руб. В этом году в рейтинг ста лучших школ Пермского края вошли три из Еловского района: по 4 классу Дубровская школа, по девятиклассникам – Крюковская и Брюховская, по одиннадцатиклассникам – Дубровская. Правительство Пермского края готово вкладывать в образование средства по результатам, достигаемым школьниками.
В адрес представителей краевой власти звучало немало вопросов.
-У нас коллектив учителей предпенсионного и пенсионного возраста. Что делается для привлечения молодых специалистов в село?
Н.Я. Карпушин:
-Раньше молодым специалистам надо было три года отработать в деревне. Как тогда, так и сейчас учителя не чествуют на селе. Опасения, что завтра перестанут появляться профессиональные учителя и ими будут заполнены школы, у меня скорее нет, чем есть. Больше волнует малочисленность учеников. Мы только что приехали из Еловского филиала ОППК, и там вместо 500 учащихся 100. Неизвестно, как учителя там будут зарабатывать, потому что деньги идут из расчёта количества учеников, а не на количество учителей.
Реальная проблема – в Еловском районе не хватает учителей английского языка. В прошлом году федеральное Правительство проводило эксперимент. Оно попросило, чтобы в субъектах РФ, в том числе в Пермском крае, выделили готовые квартиры для учителей, а федерация даст каждому из них по 500 тыс. руб. подъёмных. На всякий случай осторожно федерация нам дала 10 мест. Мы договорились с муниципалитетами, кто предоставит готовое жильё или дома для молодых специалистов. Во всём Пермском крае мы набрали только 8 человек. Ни жильё, ни зарплата не явились теми критериями, которые бы заставили молодых учителей приехать в отдалённый населённый пункт.
-Какие меры принимаются, чтобы молодёжь оставалась на селе? Где она будет работать?
Е.Е. Гилязова:
-В истории было несколько способов оставлять молодёжь на селе. Самый действенный, когда просто отбирали паспорта. У человека должен быть выбор, и мы не должны прибегать к насильственным способам закрепления молодёжи на селе. Что нужно, чтобы молодёжь оставалась на селе? Надо дать возможность самостоятельно зарабатывать деньги, в том числе сельским трудом. Решать кадровую проблему школ – задача, прежде всего, директора школы. Настоящее образование наши дети получат в научных образовательных центрах, и никакое укомплектование небольшой школы в деревне не даст им возможностей и стартового знания, с помощью которого они могут найти для себя интересную профессию, более высокое образование и так далее. Мы вместе с вами готовы пробовать развивать любой эксперимент, связанный с улучшением ситуации на селе.
-Правда или нет, что бюджет образования переходит из местного на федеральный уровень? Будет ли дополнительное образование платным?
Е.Е. Гилязова:
-Серьёзных изменений по поводу передачи не предвидится. По Конституции РФ каждый человек имеет право на образование, есть образовательный стандарт. Всё, что входит в госстандарт, является бесплатным. Но вы как родители можете захотеть дать своему ребёнку дополнительные знания сверх стандарта. Это ваше право и деньги. Кто-то хочет учить ребёнка дополнительно математике или физике, кто-то – китайскому языку. Всё это возможно, если рядом есть поставщик услуг, но эти вещи бюджет не оплачивает. Есть второй момент. Государству обучение или содержание ребёнка обходится в определённую сумму. Возможен вариант, когда государство готово отдать эти деньги не государственному, а частному учреждению и готово платить деньги, чтобы ребёнок получил качественное образование, а право выбора оставлять за родителем. Если родитель выбирает частное учреждение, то государство передаст эти деньги частному учреждению. И люди, не разобравшись, начинают говорить о том, что это переход на платное образование. Государственные образовательные учреждения были и будут всегда, обучение в них будет бесплатным. Возможности дополнительного образования за деньги будут расширяться. Возможность заплатить в том числе государственными деньгами за то, что мой ребёнок ходит не в государственное, а в частное учреждение, тоже имеет место быть.
-Заработная плата работников детских садов на сегодняшний день мизерная – до 5 тысяч рублей, хотя дошкольное образование является ступенью общего образования. Хотелось, чтобы зарплата воспитателей была выше, может, зависела бы от количества детей в группе. Воспитатели пишут программы, отвечают за жизнь и здоровье детей.
Н.Я. Карпушин:
-Это очень сложный вопрос. Учителя имеют определённого рода страховку, потому что с уровня краевого бюджета мы обязательно профинансируем и индексируем зарплату учителей на уровне федеральных образовательных учреждений. Как только полномочия по дошкольному образованию ушли в муниципалитеты, они стали напоминать догоняющие основной локомотив по зарплате вагоны. Муниципалитеты с одной стороны рады, что мы учителям повышаем зарплату, с другой стороны думают, из какого бюджета они повысят зарплату работникам дошкольных учреждений. Со своей стороны отдать деньги на дошкольные образовательные учреждения мы не можем, у нас нет такого права, это нарушение закона. Что мы делаем? Присоединяем детские сады к школам. В этом случае появляется гарантия, что вы получите свои деньги – зарплату мы вам отдаём с краевого уровня, потому что детский сад становится структурным подразделением школы. Если в российском проекте модернизации сказано – повышаем зарплату только учителям, то на это и дают деньги. Причём директорскому корпусу нет, завучам нет, воспитателям (если структурное подразделение) нет, обслуживающему персоналу нет. Я уверен, что через определённый промежуток времени воспитатели всё равно догонят, но всё равно будут во втором обозе. Это, к сожалению, такая практика. Что можно сделать? Менять федеральное законодательство. Мне как министру образования края понятно, что воспитатель – это тот же педагог.
-Когда закончится эксперимент по сдваиванию классов? Это очень негативно сказывается на качестве знаний учеников.
В.М. Усатова:
-Это не эксперимент. Объединение классов было и 30, и 40 лет назад. Сегодня эта мера вынужденная, потому что приходится сдваивать классы не только на первой, но и на второй ступени. В классах по одному, два, три ученика, и что получит учитель, обучая одного ребёнка в классе? Мы стараемся на математику, русский язык эти классы в расписании ставить отдельно, объединяя те предметы, где такое возможно, к примеру, на уроках физической культуры, ИЗО, музыки.
-Планируется ли строительство здания начальной школы? Мои дети учатся во вторую смену.
В.М. Усатова:
-Пока 3 класса в Еловской средней школе учатся во вторую смену, но зато училище пустует.
П.И. Сальников:
-Пока мы не планируем строить в Елово начальную школу. Училище располагает площадями для обучения 500 ребят, а там сегодня учатся около 100. У меня есть идея, как использовать пустующие площади училища.
-Наши дети изучают немецкий язык, а когда поступают в вуз, там идёт изучение английского. Как быть?
В.М. Усатова:
-Сейчас мы не настолько шикарно живём, чтобы отказываться от учителей немецкого языка.
Директор Еловской школы Л.В. Пьянова:
-Испокон веков в нашей школе преобладающим был немецкий язык, но в последнее десятилетие стал английский. Сегодня в школе осталось 6 классов, которые доучивают немецкий язык. Когда в нашу школу приезжают ребята с немецким языком из других территорий края, то оказываются без учителя. Решение проблемы ложится на плечи родителей – если они хотят, чтобы ребёнок дальше изучал немецкий язык, то нанимают учителя и за это платят. Французский язык у нас вообще не «культивируется», хотя дети приезжают и с таким языком. Мы никого не можем заставлять изучать немецкий язык.
Н.Я. Карпушин:
-Меня удивляет, почему сообщество учителей английского языка современными способами не придумало дать знания детям по английскому языку. Потребность выучить иностранный язык сегодня идёт от самого ученика. Я ставлю задачу образованию Еловского района придумать способы дать азы детям по языку через определённые программы, которые потом ребёнок разовьёт сам. Немецкий может быть первым языком, а английский – вторым.
-Почему не выплачивают стипендию в средних специальных образовательных учреждениях?
Н.Я Карпушин:
-Мы отдаём стипендию не деньгами, а будем оплачивать питание в образовательном учреждении.
Приятным моментом районного родительского собрания было вручение родителям Еловского района благодарственных писем за успехи в спорте, учёбе их детей и активное участие в жизни школы. Заместитель Председателя Правительства Пермского края Е.Е. Гилязова первой поблагодарила Г.П. Попову. Её сын Кирилл увлекается КВНом, весьма успешно участвует в играх в составе еловской команды «Особый стиль». Успехи Кирилла в первую очередь важны для его семьи.
Отмечены Е. М. Сидоркина, а также Н. Н. и Ю. Н. Масленниковы. Их сын хорошо учится и активно занимается спортом. Масленниковы считают, что человек должен получить хорошее образование и быть интеллектуально развитым. А физическое состояние – это немаловажный фактор.
За успешное воспитание детей и их достижения отмечены: Л. Л. Пачина, А. В. Минеева.
Глава администрации Еловского района П.И. Сальников вручил Благодарственные письма родителям, чьи дети хорошо учатся и достигают успехов в спорте и олимпиадах. Это Р. А. и Н. В. Хадеевы из с. Крюково; В. И. и Л. П. Вайда; В. А. и Н. В. Сапегины из Елово; Н. П. и И. Ф. Бурнышевы.
Заведующий отделом образования В.М. Усатова вручила благодарственные письма отдела образования семьям, активно участвующим в жизни школы. Это А. И. и О. А. Яковлевы, Л. И. Глумова из Осиновика, Н. В. Саветова, Л. В. Старикова из Малой Усы, Н. А. Семёнова из Плишкарей, А.С. и К.П. Балабановым, Т. Д. Макаровой.
Вера ПРОКУШЕВА