-Лада Валерьевна, как Правительство Пермского края отреагировало на доклад главы района?
- Наш район заслушивался не в экстренном порядке, а по графику. Из Елово ездила целая делегация, в составе которой были и главы сельских поселений. Этот год в Пермском крае объявлен Годом поселений, поэтому на них обращается особое внимание. Кроме главы района отчет держали Крюковское и Осиновское поселения.
Напомню, что мы отчитывались не за результаты своего труда, а просто констатировали факты, которые сложились за последние 5 лет. Основной упор был сделан на выполнение соглашений, ежегодно заключающихся между краевой властью и муниципалитетом. Учитывалось всё: рождаемость, смертность, преступность, исполнение бюджета и много других показателей.
Перед Правительством мы отчитывались впервые. Отмечу, что делалось это в обстановке доброжелательности. Валерий Сухих, председатель Правительства, очень хорошо знает наш район. Елово отмечено с положительной стороны по результатам сдачи ребятами ЕГЭ, т.е. учим мы детей хорошо. К сожалению, о других сферах этого сказать нельзя: лечим не очень хорошо, не занимаемся строительством, не снижается преступность, растет количество спиртоторговцев, которые никак не наказываются.
В настоящее время оценка деятельности не ставится, наш отчет принят к сведению. В заключение даны рекомендации, на что необходимо особо обратить внимание. Контроль за выполнение рекомендаций возложен как на главу района, так и на его заместителей.
- В этот день также шло согласование по каркасу расселения. Что это такое?
- Нам предложено пересмотреть количество сельских поселений, потому что идет несоответствие Федеральному закону №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». По этому закону численность населения в поселении не должна быть менее 1000 человек, тогда поселение считается жизнеспособным, рентабельным и может выполнять в полной мере те задачи и функции, которые на него возложены законом. У нас же, кроме Еловского и Дубровского, больше ни одно поселение этому не соответствует. Принято решение об объединении маленьких поселений: Суганка и Малая Уса; Крюково, Плишкари и Елово; Брюхово, Осиновик и Калиновка. Дубровская территория остается без изменений. Подобная работа по объединению поселений в крае ведется давно. Еловский район не первый и не последний.
При объединении поселений сокращается только звено чиновников, а высвободившиеся средства идут на развитие территории. На территории бывшего поселения остается только специалист по работе с населением. У нас уже есть опыт такой работы: при объединении Калиновского и Осиновского поселений администрация осталась в Осиновике, а в Калиновке работает только специалист.
На сегодняшний день бюджет подушевой. Глава поселения, на территории которого проживает 400 человек, мало что может сделать. У него просто не хватает денег. А надо еще и аппарат администрации поселения содержать, и полномочия по закону исполнять. При объединении поселений их общий бюджет значительно увеличится. Высвободившиеся денежные средства направляются на развитие этой территории.
А еще надо стремиться к тому, чтобы население района увеличивалось. К сожалению, этим мы пока похвастаться не можем. По результатам последней переписи идет снижение численности населения. Наш район один из самых малочисленных в Пермском крае. Сейчас нам как воздух нужны молодые люди. Основная задача районной администрации, поставленная на ближайшее время, привлечение в село молодых людей. Они нужны в такие сферы, как образование, здравоохранение, ЖКХ.
Не секрет, что между районами идет большая конкуренция за трудовые ресурсы. Человек сам выбирает, где ему жить, и это право закреплено Конституцией. Мы не можем человеку диктовать условия, мы должны их создавать. У нас есть шанс мобилизоваться, провести объединение поселений, в результате чего высвободится более 6 миллионов рублей. Эти средства пойдут на бюджет развития, а не на бюджет проедания.
- В какой срок должна быть проведена работа по объединению поселений?
- Создана рабочая группа, которая уже начала свою работу с выездом в поселения. Думаю, что мы найдем понимание и у депутатов, и у населения.
В основном, всё зависит от депутатов. Если они решают вопрос положительно - начинается переходный период. Краевая власть принимает закон о смене границ поселений данного муниципального образования. Определяется дата выборов нового представительного органа, которая должна совпасть с единым днем голосования, т.е. в декабре этого года или в марте следующего. Нынешние депутаты поселений должны будут сложить свои полномочия, избирается новый состав депутатов уже объединенного поселения, а из их числа – глава территории.
Главное, чтобы депутаты поселений правильно поняли, зачем всё это делается, и поддержали нас в этом начинании. Нам говорят: бюджет – это константа постоянная, сколько положено на душу населения, столько вы и получите, ни больше и ни меньше. На развитие надо искать собственные резервы. Чем больше мы их найдем на своей территории, тем больше можем привлечь из фонда софинансирования. Тогда уже и отношение краевой власти к району будет совсем другое.
- В 131 закон о местном самоуправлении внесены изменения. Они как-то могут коснуться нашего района?
- Если исполнительная власть поселения и муниципального образования находятся на одной территории, то они могут быть объединены. Мы предлагаем полномочия Еловского сельского поселения передать на уровень района. Сегодня люди идут в районную администрацию с проблемами, которые должна решать администрация Еловского поселения. Идет негатив и на тех, и на других. А когда полномочия передадут районной администрации и все специалисты будут работать здесь, то и спросить будет с кого, исчезнет коллективная безответственность.
- На сегодняшний день существует проблема финансирования района. Почему она вдруг возникла?
- В прошлом году проводились две большие финансовые проверки: контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания и Министерства финансов. Выявлены нарушения, которые прописаны в актах проверки. Они не являются секретными, с актами проверки можно ознакомиться на сайтах этих ведомств. Деньги, потраченные на строительство глино-порошкового завода, признаны нецелевыми, они подлежат возврату в бюджет Пермского края. А это 24 миллиона рублей. Глава района П.И.Сальников делает все возможное, чтобы получить отсрочку по возврату денег.
Бюджетный кодекс строг, он не дает никаких поблажек. К деньгам надо относиться бережно с подобающим расчетом. Это, скорее всего, укор в адрес предыдущей администрации, которая допустила такую ситуацию, и в адрес депутатов Земского собрания, которые голосовали, а потом не проверяли. Ситуация на первоначальном этапе была пущена на самотек. Необходимо было действовать, а не отписываться. Шанс вернуть деньги был в 2009 году. На сегодня администрация прошла все судебные инстанции, но возврат денег – процесс долгий. Мы работаем в этом направлении.
Записала Татьяна ЗВЕРЕВА