- Андрей Вольдемарович, в каком состоянии сейчас находится «Автомобилист»?
- В настоящее время предприятие еще существует, но не работает, не оказывает никаких услуг. Накопились огромные долги, в размере около 2 миллионов рублей, большая часть из которых по зарплате. Около полумиллиона «Автомобилист» должен за отопление здания. Сейчас в штате числится 8 человек, но 10 февраля пройдет очередное сокращение, будут сокращены оставшиеся водители, останутся только директор и бухгалтер. Все работают исключительно на энтузиазме, денег нет.
- Иначе говоря, будущего у МУП «Автомобилист» нет?
- Возрождать «Автомобилист» никто не будет. Денег взять неоткуда, администрация помочь ничем не может. К тому же в уставе предприятия прописано, что учредитель предприятия никаких обязательств по финансам не несет, это самостоятельный хозяйствующий субъект. Мы сами никакие перевозки осуществлять не сможем, потому что накопился огромный долговой ком. Деньги из бюджета могут поступать только за услуги, но какие мы можем предложить услуги, если не работаем? Все автобусы стоят без техосмотра, без страховок. Осуществлять перевозки на ПАЗах невыгодно, они больше сжигают бензина, чем зарабатывают денег.
Недавно администрация приобрела 2 новых автобуса «FIAT», но передавать их «Автомобилисту» смысла нет - их тут же арестуют и продадут судебные приставы. Выход один – приход в сферу пассажироперевозок частного предпринимателя. Он бы взял в аренду и автобусы, и здание, произвел бы финансовые вложения, и со временем получил бы прибыль.
- Всё-таки зарабатывать на перевозке пассажиров можно?
- Для того, чтобы это было выгодно, надо изначально сделать значительные финансовые вложения. Только при этом условии. Также нужно сократить затраты. Например, на отопление. Сейчас в месяц эта сумма составляет 60-70 тысяч рублей. У гаражей очень высокие потолки – их нужно опустить, тогда расход тепла уменьшится. Стоит отказаться от центральной котельной и поставить 2 бытовых газовых котла, которые не требуют лицензирования и работы оператора. Прибыль можно получать за счет проведения техосмотров. Необходимо установить диагностическое оборудование, тормозной стенд. Нужно менять автопарк, «прожорливые» ПАЗы давно пора заменить экономичными автобусами. Необходимо решать проблему порожних рейсов: с утра в деревни уходят пустые автобусы. Как правило, вечером возвращаются они тоже пустыми. На маленьких расстояниях это не так сказывается, а вот на дальних рейсах убыток становится ощутимым. Необходимо, чтобы техника стояла в деревнях, делая только полезные рейсы. Утром автобус выехал, например, из Малой Усы, день простоял в Елово, а вечером увез пассажиров обратно. Конечно, нужен будет местный водитель, подходящий бокс, медик, выпускающий на линию. На все это нужны деньги.
Еще одна проблема, с которой столкнется пришедший в эту сферу предприниматель – нужно снова завоевывать пассажира. Люди перестали доверять маршрутным автобусам. В последнее время они то ходили, то не ходили. Почти все сейчас пересели на такси.
- В третьем квартале прошлого года внутрирайонные рейсы возобновлялись, теперь их снова нет. Что произошло?
- С июля по сентябрь перевозками пробовал заниматься предприниматель из Осы, но, поработав 3 месяца, он посчитал дело убыточным. Повторюсь, без вложений заработать не удастся.
- Долг по зарплате внушительный. Неужели люди так и не увидят заработанных денег? Как решается вопрос с долгами?
- По зарплатам ведется делопроизводство судебными приставами. Описывается имущество предприятия, затем оно должно быть продано, а вырученные средства пойдут на погашение долгов.
В нашем парке есть лишь ПАЗы. Первый автобус арестовали еще в мае, но он до сих пор не продан. Это долгая процедура – оценка, аукцион. К тому же вряд ли кто купит ПАЗ за назначенную цену в 700 тысяч рублей. Он сейчас никому не нужен. За эти же деньги можно купить новый, экономичный автобус. Каждый месяц будет происходить снижение цены на несколько процентов, но и это не значит, что торги окончатся успешно.
- Вырисовывается довольно удручающая картина.
- Вся надежда только на то, что в скором времени проявит интерес к пассажиропервозкам кто-то из бизнесменов, который возьмет в аренду имущество «Автомобилиста». Желающие предприниматели есть, но на настоящий момент конкретных договоренностей не достигнуто. Ждем положительного решения этого вопроса.