Помимо общественного транспорта, Кунгур наводнен таксопарками. Мы решили узнать, каково работать «извозчиком»? Стоит ли овчинка выделки?
Корреспондент газеты "Искра" Дмитрий Спиридонов вышел на дорогу и поймал легковую машину с «шашечками» на крыше. Водитель по имени Константин имеет 22-летний шоферский стаж.
- Работаем по 12-часовому графику, - говорит он. – Сначала в день, потом день отдыха, потом в ночь, после нее два дня выходных. Моя машина «ВАЗ-2110». Вообще-то, лично для себя, я хотел бы «Шкоду-Октавиа». Но таксовать на ней я бы не стал. К отечественной машине, по крайней мере, в любое время суток можно найти запчасти. Пойди, найди среди ночи корзину сцепления к какой-нибудь «япошке»! Зарплата? Скажем так – на жизнь хватает.
Поступил первый вызов. Продавец Елена с базы «Заря» часто заказывает такси, чтобы добраться домой. У нее есть водительские права и автомобиль, но она предпочитает ездить в такси.
- На бензин больше истратишь, - признается она. – Таксисты быстрее приедут. Причем, лучше знают дороги, в пробках не надо стоять.
- Новый мост через Ирень по улице Гагарина проблему заторов не решит, - говорит Константин, крутя руль. – Лучше бы перекинули мост через Сылву, например, по улице Гребнева. Центр города сразу бы разгрузился. Потому что каждый вечер на Ленина – громадные пробки. Ведь в нижнюю часть города можно попасть только по улице имени Владимира Ильича. Неудобно.
Подвозим Елену к дому – «китайской стене» по улице Свердлова. Константин спрашивает номер подъезда. Третий. И … не угадывает. Попали к четвертому.
- Подъезды должны считаться по ходу улицы, - говорит Константин. – Улица Свердлова, видимо, исключение. Здесь подъезды по «китайке» отсчитываются наоборот. На улице Блюхера тоже своя «заморочка». По уму, нечетные дома обязательно стоят по левую руку. Четные – по правую. Только не на Блюхера. Там все шиворот-навыворот. Вот поэтому хороший таксист должен знать город.
- Вас когда-нибудь штрафовали сотрудники ГИБДД?
- Случалось. За грязные номера, не пристегнутых пассажиров, не включенные фары. Дважды попадал в ДТП. Но оба раза был без клиентов, и оба раза был не виноват. Во время осеннего кросса привез ребенка поучаствовать в соревнованиях, припарковал машину на обочине, и в меня «въехали».
Следующий вызов. В микрорайон Нагорный. У звонящего мужчины, Павла, закончился рабочий день. Мы едем к нему.
- Каждый день езжу на такси, - сообщает он. – Личного автомобиля у меня нет. По-моему, машина «с шашечками» себя оправдывает. Легко, доступно, быстро и недорого.
Отвозим клиента и ждем очередного пассажира. В засылвенском районе. Где какой заказ – водителю сразу сообщают по рации.
- Самое «интересное» – дежурить ночами в пятницу и субботу! – замечает Константин. – Сперва просят доставить в какое-нибудь кафе, потом забрать оттуда. Народ забывает в машине сумки, зонтики, сотовые телефоны. Пьяного мужчину еще можно везти. Но выпившие женщины – это что-то невероятное. Абсолютный неадекват.
- Комичный случай из практики вспомните?
- Было. Сел ко мне нетрезвый мужик. Попросил довезти до Перми. Это полторы тысячи рублей. Я ему сказал. Он мне отсчитал 13 пятисотенных купюр. Я говорю: неправильно! Лишку даете. Он стал извиняться и … дал мне еще две «пятисотки». Разумеется, я взял только положенный тариф. «Шальные деньги» счастья не принесут.
- «На чай» вам не оставляют?
- Когда поездка по городу стоила 80 рублей, порой расплачивались сотенной купюрой и говорили: «Без сдачи!» Теперь поездка обходится в сто рублей. Ровная сумма.
Диспетчер по радиостанции снова объявляет вызов, и мы отправляемся в деревню Мериново.
- Сегодня дорога подмерзла, можно ехать, - говорит водитель. – Основные категории клиентов осенью и весной – люди из дальних деревень, которые из-за плохих дорог не могут выбраться по своим делам, и автобусов нет. По выходным такси «нарасхват» у пьяных горожан. И еще звонят молоденькие мамы с детьми, им хочется срочно доехать до поликлиники. Я порой и сам беру такси, когда не на работе.
В деревне Мериново в наше такси садится Ксения с сыном Тимофеем.
- У меня есть и права, и машина, - рассказывает она. – Летом сама езжу за рулем, зимой опасаюсь. Опыта маловато. Такси беру ежедневно, потому что мое место работы – в центре города.
- Кунгур – территория сплошных дорожных контрастов. Будете ехать по Перми, заметьте, что если возле «Башни смерти» попал на зеленый свет, то весь Комсомольский проспект проскочишь на «зеленой волне», - делится наблюдениями Константин. – А у нас в городе светофоры не отрегулированы. Если у гостиницы, на улице Уральской, горит зеленый, то на перекрестке Ленина-Гагарина будет красный. На знаках пешеходного перехода жители стоят в растерянности, хотя имеют преимущество. Ты стоишь – они стоят. Тронулся – тут же кидаются под колеса.
- А бывают неординарные ситуации? Человек пытается не заплатить, убегает, или наоборот, распускает руки?
- Разное было, - говорит таксист. – Но у меня постоянно при себе радиостанция. Крикну, весь парк съедется. Да и под сиденьем кое-что есть…
Алексей Иванцов, владелец двух кунгурских таксофирм, индивидуальный предприниматель:
- У нас работают люди проверенные. Вежливые, корректные, терпеливые, с большим водительским стажем. Работники, которые пьют, хамят клиентам и не поддерживают порядок в салоне, у нас не задерживаются. По вине наших водителей не происходило ни одного ДТП.
Справка
Литр самого популярного бензина АИ-92 стоит 25 рублей 90 копеек. За день кунгурский таксист расходует примерно 10 литров. Зимой больше, на прогрев машины. Средняя выручка за перевозки пассажиров – от тысячи рублей в день. Таксисты, как правило, работают на собственных машинах. За вычетом налогов, стоимости топлива, масла, запасных частей, резины, амортизации «железного коня» и других расходов, наличными получается в среднем 15 тысяч рублей в месяц.
© iskra-kungur.ru