Южно-Сахалинск, Хабаровск, Новосибирск, Екатеринбург, Питер, Воронеж, Москва, Краснодар, Ростов, Омск, Калининград. 10 дней – 10 городов. Рекорд никто не устанавливает. Просто Евгений Гришковец решил таким образом представить премьеру фильма «Сатисфакция», который выйдет в прокат 20 января.
Ближе к Кунгуру оказался Екатеринбург. Поэтому, как только Евгений прилетел в столицу Урала, мы записались к нему на интервью. Неудивительно, что Евгений был уже изрядно уставшим. Даже от встреч с журналистами хотел отказаться.
Ольга Машкалева
15 января. ТРЦ «Карнавал». 19.00. Оба зала полные. Зрители сидят даже на ступеньках. Через полчаса после начала премьеры Евгений все же поднимается с кресла, чтобы дать индивидуальные интервью. «Искра», разумеется, первая на очереди.
- Как зал реагирует? – спрашиваю на ходу по пути в «кабинет для переговоров».
- Знаете, хорошо. Я даже уходить не хотел. Извините, - отвечает на звонок. - Да, я в Екатеринбурге. Нормально. Устал, как собака только. В Хабаровске больше всего. Посмотрим, как тут будет. Все, пока. Извините, еще раз.
Телефон скользнул обратно в карман. Мы присаживаемся на упругие диваны. Евгений просит разрешения закурить.
- Разумеется. Как Вы себя чувствуете после стольких перелетов?
- Ой, да нормально. Единственное, страна очень большая. И большое количество часовых поясов.
- До отъезда Вы планировали начать писать повесть.
- Да. Вышел, правда, рассказ. «Ангина». В моем ЖЖ можно прочитать.
- Название фильма «Сатисфакция» я понимаю. Но у Вас есть еще одноименная книга - сборник рассказов. Почему он так же назван?
- В нем опубликован сценарий фильма. Полагаю, именно он определяет выход этой книжки.
У нас только 10 минут. Решаю вопросы о фильме задать на творческой встрече, которую обещали провести после просмотра премьеры.
- Честно, нравится ваш совместный с группой «Бигуди» проект – словесные зарисовки, положенные на музыку. В 2007 году Вы выпускаете альбом «Секунда», а в 2010 еще два. С чем связан такой перерыв?
- Мы долго работали. Собирали материал.
- Вы выпустили книги по той информации, которая есть в ЖЖ. Зачем?
- Почему я решил опубликовать блог? По сути, я издал свой дневник. Потому что далеко не все читают Интернет. И есть люди, которые читают блог и хотят иметь книгу. Иначе не было бы таких тиражей.
Входит Камилла Батятина, PR менеджер РЦ «Киноплекс». Понимаю, что время истекло.
- Пока докуриваю, спрашивайте еще, - Евгений устало выпускает дым.
- Ваше отношение к строительству площадки АТЭС на Русском острове, - явно удивляю таким переходом. – Была там в августе. Столько денег вбухали на строительство моста, филиала вуза, гостиниц… А вторая половина острова живет в нищете. Дома-развалины, везде колючая проволока.
Секундное молчание. Затягивается.
- Главное, что там сделают – построят мост. Все остальное: освоение острова и его структурирование - будет идти годами…Посмотрим, хватит ли мудрости у нынешнего руководства региона и страны сделать из острова удобное место проживания людей.
За кадром
Титры. Зал явно доволен. Послевкусие от фильма есть. Входит Гришковец. Его сразу видно по ярко-белой рубашке. Прямо с экрана сошел. Такое же одеяние.
За ним – толпа с ручками, блокнотами, еще какими-то бумажками. Творческая встреча началась. Два зала слились в одном. Лес рук, как говориться. Вопросы банальные, нелепые, толковые, заумные. Евгений, как и обещал, ответил абсолютно на все.
- Вы на самом деле пили?
- Алкоголь – нет. Но жидкости было огромное количество: вода вместо водки, сладкий чай вместо коньяка, яблочный сок вместо виски. Единственное, чего невозможно было заменить, это шампанское. Пришлось пить настоящее.
- В фильме много машин. Специальных водителей задействовали?
- Из профессиональных было человек 10. Остальные - любители. И человек 20 из них девушки, что внушало опасение. Было очень интересно. Мы перекрывали одну сторону центральной улицы Иркутска. Были жуткие пробки, и по городу ходили слухи, что приехал Путин. Но другая полоса была свободной, и там постоянно случались аварии. Сами понимаете, съемочная группа, собака на дороге, человек бегает... Люди засматривались. Так что эвакуатор был наготове.
- Почему Денис Бургазлиев?
- Первоначально, года два назад, я отсылал сценарий Ивану Урганту. Он ему понравился. Он очень хотел сниматься. Но когда время подошло ближе, я извинился перед Иваном, сказал, что будет другой актер. Причина простая: я понимаю, что за два года сильно изменился статус Урганта, он стал народно популярным человеком. И понятно, что на этот фильм, если бы он там снимался, пришла публика, не свойственная этой картине. Пошли бы на Ивана Урганта, а не на «Сатисфакцию». Конечно, это было бы экономически выгодно. Но это было бы не честно. И я позвал человека, которого увидел совершенно неожиданно. Он снимался в сериале «Час Волкова». Подумал: странный парень. Выяснил биографию. Первая большая роль в театре, играл с Петром Мамоновым, долго работал за границей, в Германии, в Голливуде. Он такой актер, который может говорить, что он учился в Лондоне, он умеет носить пиджак. Ему веришь. Это был мой единоличный выбор. Я волновался. Считаю, что все удачно. Если бы не нашел партнера, это был бы конец. Потому что фильм держится только на двух актерах.
- Как пришла идея фильма?
- Случайно. Исполнительный продюсер Юрий Дорохин сказал, что было бы здорово снять такой фильм, в котором человек просто бы сидел и выпивал. Тогда я придумал свою историю...
- Вы театральный актер. Работаете со зрителями со сцены. А тут решили перейти на крупный план. Совершенно разная техника. Почему?
- Но у меня же не первая картина. Снимался до этого в 7 фильмах. Кстати, интересно я во всех фильмах играл пьяного. У меня нет театрального опыта работы с режиссером. Я никогда не играл в спектакле, который поставил не сам.
- Снималось больше эпизодов. Почему они не вошли? Это определение формата и времени или истории?
- И формат, и время. Но самое главное - ритм. Оказалось, снимать фильм статично и за столом труднее, чем какую-то динамичную историю. Фильм должен был быть ритмичный. Еще 15 минут, и вы бы заснули. К счастью, я к монтажу не был допущен. В первом монтаже фильм длился 2 часа 26 минут. А здесь 1,5 часа. В книжке «Сатисфакция» вы можете прочитать полный сценарий.
- Финал фильма открытый. Вы как автор сценария что хотели сказать?
- Я не имею права трактовать. Я такой же зритель, как и вы. Выполнивший задачу режиссера.
- С какого дубля Вы выпили бутылку до дна?
- 8 бутылок было. Мы же снимали машину, реально движущуюся, не на платформе. То свадьба мимо проехала, то машину тряхнуло…
- На что основной бюджет был потрачен?
- Очень дорого писали звук. Вышло, что 70 000 из этого бюджета только на музыку. Правда, Илья Лагутенко дал свою музыку бесплатно. Попросил только 4 билета на премьеру. А еще надо было оплачивать работу съемочной группы, платить милиционерам, которые дорогу перекрывали… Мы сами печатали копии для кинотеатров. Каждая стоит 1000 долларов. Мы сделали 150 штук… Кстати, ни я, ни Анна Матисон, ни продюсер за фильм не получили еще ни копейки.
- Получился очень мужской фильм. И действительно без вина не разобраться?
- Я уверен, что этот фильм посмотрит больше женщин, чем мужчин. Как минимум, довольно интересная информация для них. Пить я, конечно, столько не советую. Но без бутылки два человека не сидели бы всю ночь за столом и не поговорили бы так много. Алкоголь, по сути, это управление временем. Потому что бутылка вина вместе с женщиной – это 40-50 минут твердой уверенности, что она никуда не сбежит. Бутылка водки на троих – это полчаса. Кружка пива пол-литровая - 20 минут. Первая. Вторая – уже полчаса. Алкоголь не важен. Здесь же нет пропаганды. Я, правда, не рекомендую повторять это в домашних условиях.
- Вы со всем согласны, что говорит ваш герой?
- Абсолютно, это же мои мысли. А вот с тем, что он делает, я не согласен совсем.
- Сложно было заплакать?
- Есть ситуации, в которых сложно не заплакать. Когда перед тобой камера, еще 40 минут предрассветного света, и нужно успеть это снять... Я понимал, что два-три дубля не сделаю. Играть такие сцены непросто.
Овации вызвал последний вопрос, который задала женщина средних лет:
- Евгений, а о чем все-таки фильм.
Сатисфакция
мелодрама, Россия, 2010
Режиссёр: Анна Матисон
В ролях: Евгений Гришковец, Денис Бургазлиев
О чем фильм?
Главный герой Александр, крупный бизнесмен и влиятельный человек в своем городе, после напряженного рабочего дня везет своего друга и помощника Дмитрия в ресторан. Но к удивлению Дмитрия, там их не ждут ни деловые партнеры, ни друзья - в помещении вообще нет посетителей. Мужчинам придется провести время в компании молчаливых официантов и многочисленных бутылок с содержимым различной крепости. Когда дверь запирается изнутри, у двух героев на выяснение отношений остается целая ночь.
Досье
Евгений Гришковец - писатель, драматург, актер, режиссер. Родился в 1967 году в Кемерове. Учился в университете на филфаке. Служил матросом на острове Русском. В Кемерове организовал театр «Ложа». В 1998 году переехал в Калининград. Имеет почти все награды, существующие в театральном мире: национальная премия "Триумф", "Золотая маска", "Антибукер". По всем пьесам Гришковца играются спектакли. Некоторые спектакли («Как я съел собаку», «Одновременно» и др.) Евгений Гришковец играет сам, некоторые («Осада», «Зима» и др.) идут на сценах московских (и не только) театров.
Интересные факты
Гришковец предпринимал попытку уехать за границу. Вспоминает он сам: «После дембеля немного поучился и решил уехать из страны. Тогда было сильное ощущение, что мы здесь понапрасну теряем время, была сильная иллюзия насчет западного образа жизни, казалось, что где-то нас с нашими идеями ждут — не дождутся. Я провернул лихую комбинацию — дождался объединения ГДР и ФРГ, приехал по приглашению в ГДР и под шумок махнул в Кельн. Там в Красном Кресте рассказал, какой я жутко угнетенный, какой в Сибири кошмарный антисемитизм. Поверили, послали в фабрику-столовую мыть посуду и жить в общежитии. Мне хватило трех дней, чтобы антисемитизм в Сибири значительно уменьшился.»