Силу юмора она измеряет в «жванах». Симпатизирует «Камеди клаб». А на концертах просит только об одном. Чтоб зритель смеялся. Над этим и трудится Клара Новикова. В чем сама Леди юмора и призналась в Кунгуре зрителям «Мечты» 7 октября.
Марина Шнайдер
Капризная. Об этом администраторы предупредили заранее. В одном из интервью, выложенных в интернет, Клара Борисовна и сама утверждает: «Я капризный человек». А тут, после самолета и изнурительного пути от Перми до Кунгура: «Это ж не дорога, а блэндер какой-то!», почти трехчасового концерта в не по сезону освежающем зале «Мечты». Без единой паузы, без единого глотка воды за все выступление…
Делайте со мной, что хотите!
Маленькая, хрупкая, пламенно рыжая. Клара Борисовна после концерта вышла на интервью, едва успев переодеться и укротить яркую лисью копну строгим «педагогическим» пучком. Ее единственным капризом за все тринадцать минут общения, которое и прервал-то директор звезды, а не сама Новикова, было желание усадить единственного журналиста в зрительный зал. «Что вам топтаться, когда я сижу?». Запрет директора на фотосессию тоже был нарушен артисткой. К вящему удовольствию фотографа «Искры». Даже на самом краешке сумрачной сцены, скрестив стройные ноги на узком канцелярском стуле, эта женщина смотрится восхитительно.
Никогда не смотрите артистов по телевизору
- Я и сама чувствую себя идиоткой, глядючи на нас по ящику. Что за ерунда, думаю? Там зал просто лежит от смеха, а мне не смешно. Артисты на ТВ – это куклы в руках операторов и режиссеров шоу. Тут вырезали, там склеили, кое-где подпустили закадровый смех. В жизни мы совсем другие. Поэтому, умоляю, ходите на живые концерты. Не предавайте артистов…
Она получила в Кунгуре всего одну розу. От самой верной поклонницы. Всем вдруг стало неловко. Шли ж на Люську, которой замуж невтерпеж. Шли в гости к языкастой тете Соне. Привыкли, что Новикова смешна. До колик в животе. До слез. До испарины. А она, оказывается красива. Нежна. Беспомощна. И безумно притягательна.
Зато ее героини вслух и не мечтают о цветах. Их обсчитывают на рынках, им изменяют мужья и бросают любовники. Строят козни свекрови и не слушают собственные дети.
Говорила же, не ходи возле библиотек
- Женихов искать нужно возле банков. Глядишь, какой выбежит, да и запнется об тебя. Не послушала. Вышла замуж за преподавателя древнегреческого языка. Зарплата, сами знаете. Не мне вам объяснять, как важен у нас древнегреческий… Вот и слышу: Мама, дай. Мама, дай! (в зале аплодисменты). Теперь у меня такое чувство, что в российскую науку вкладываю я одна…
Кунгур - удивительной красоты город
- Казалось, люди здесь потянутся, пойдут на концерт, – оглядывая с улыбкой пустые места в зале, говорит артистка, - Но, несмотря ни на что, мне нравится, что вы есть. Это я сейчас разговариваю с теми, кого нет в зале.
Переждав смех, прима серьезно добавила:
- Городу с такой историей обязательно нужен культурный центр, Думаю, это должно услышать ваше начальство.
Не проходите мимо ангелов!
Клара Новикова, специально для читателей «Искры. И всех женщин.
- Известно, что ваши родители были строги в воспитании и не поддерживали желания стать артисткой. Вашей доброй феей, что поддержала вас на пути к сцене, стала Фаина Соломоновна, руководитель кружка художественного чтения при киевском Дворце пионеров. А если девочке с судьбой, подобной вашей, не встретится на пути чудесная фея или добрый ангел?
- Такого не бывает, чтоб не было ангела. Всегда есть человек, чьи советы тебе нужны. У кого-то мама, у кого-то тетя, соседка, школьная подруга. Дочь моей подружки Сашенька, маленькой совсем, показала картинку: домик с трубой, елочка, солнышко на небе и рядом полотенце на небе. Саш, а полотенце на небе зачем? Она: если бы не было полотенца, ты бы о чем меня спросила? Сейчас очень серьезный художник.
Как разглядеть ангела? Просто не пройти мимо. Ведь у каждого из нас несколько дорог. Ты можешь заплутать. Свернуть не туда. Но если выйдешь на ту самую, твою, тебя просто возьмут за руку и поведут.
- Клара Борисовна, вас не обижает штамп «смешной женщины»? Часто ли приходилось доказывать окружающим, что смешная женщина еще и умна?
- Никогда. Нет, если люди смеются – уже не дура. Единственное, что оправдывает все – это смех. Если людям неловко от чего-то – они не смеются. А если смеются, значит, ты выиграл. Человек, который смешит – умен изначально. И я не о себе. Все, кого я знаю, Гердт, Миронов, Гафт, Хазанов, все неординарны. Почему так немного людей, которые умеют смешить? Точнее сказать, чей юмор ты понимаешь? Просто есть юмор, который близок. А есть тот, что вам неинтересен. Но он интересен еще кому-то. Я, например, с интересом хожу на Камеди-клаб. Потому что ребята очень живые, вижу, как они моментально реагируют, импровизируют. Мне они интересны. Не все, конечно.
- Они не пишут вам монологи?
- Нет.
- Кто вообще, по- вашему, больше чувствуют женщину, мужчина-автор или автор-женщина?
- А знаете что? Женщину чувствует сама женщина. Даже Михал Михалыч Жванецкий иногда говорил: как так? Это мой монолог, мужской, как ты его так перевернула? Не знаю. Подсознательно. Так тоже могут женщины. Женщины вообще могут говорить обо всем. Важно, как это сказано. Не перегнуть, не переиграть, не опошлить. Чувствовать меру тебя никто не научит. Тут уж действуй сам.
- Кого бы вы допустили к телу тети Сони? Я имею в виду памятник в Ялте. Кто достоин составить пару вашей героине, встать рядышком? Скрасить старушке одиночество?
- К счастью, памятника в Ялте нет. Я его видела, и он мне очень не понравился. Зато есть памятник Соне в Одессе на Привозе. Наверное, прозвучит очень громко, и тете Соне в большую честь, но для меня такой герой… Кстати, знаете, что у меня даже есть единица измерения юмора…
- В честь Михаила Жванецкого?
- Да, один жван. Ну, все. Этим все и сказано. Вот это уровень. Я когда- то на дне рождения у Михал Михалыча произнесла тост, что он паровоз, а мы все вагончики за ним. Просто кто-то ближе к нему. Кто-то дальше. И ни один вагончик его не догонит. Так нам и тюкать за ним.
- Часто ли вам нравятся номера ваших коллег?
- Когда это нравится, ты это играешь вместе с артистом прямо в зале. Думаешь: а я бы это так обыграл, а это так. Ну. Да, бывает, не все нравится. Но я себе сразу представляю, что он не спит ночами, придумывает. Сидит с режиссером, репетирует. Выходит на публику, волнуется. Нет ни одного артиста, который пренебрежительно относится к публике. Просто, может не совпасть энергетика. Это происходит везде, в юморе, в театре. Везде артист ждет поддержки. Ждет добрых слов даже самый именитый, самый известный. Артист должен знать, кто из коллег сидит в зале, кто пришел на него посмотреть. Обязательно приду, похвалю. Этому меня научил партнер по спектаклю Леонид Семенович Каневский. Мы с ним пришли на спектакль, который играл Евгений Миронов. Фантастический артист, Смоктуновский сегодняшних дней. Леня говорит, обязательно надо пойти к нему за кулисы. Леня, что я ему скажу? Наверное, он так уверен в себе? И когда мы пришли за кулисы, он так нам заглядывал в глаза, ему так важно было, что мы скажем. И для меня это стало обязательным.
- Кого бы вы никогда не стали играть?
- Все мои героини умны, пусть и попадают порой в дурацкие ситуации. Они все живые. Все страдают, любят. Но среди них нет ни одной дуры. Еще я никогда не играю человеческие недостатки. Нас старики еще учили не играть, не смаковать человеческий недуг. Хотя, сегодня и над этим смеются. Но я никогда не буду выставлять напоказ вот такое: «ну, возьмите меня!» Это не конкретно в адрес актрисы, она профессиональная клоунесса, это о характере роли.
- Папа мечтал, чтоб вы стали доктором. Сейчас вы исцеляете души лекарством бесценным и необходимым, как воздух – смехом. Пропишите, пожалуйста, лекарство, нам, женщинам от грусти, боли, от быта и серости?
- Что бы я сказала женщинам ? Просто любите себя. Любишь себя – и тебя полюбят. Ищите себя. Балуйте себя. Находите в себе, что нравится. И другим это будет нравиться. Любовь все исцеляет.