Андрей Бартов обезоруживает улыбкой с первых минут знакомства. Вербует на свою сторону легко и властно, удивляя собеседника глубиной познаний и множеством метких ремарок. Ему бы разведчиком работать. Или дипломатом. Или священником. А он и мечтал, сам признался.
Марина Шнайдер
- Как православного, да еще выпускника Духовной академии, зачислили в студенты католического вуза?
- На Руси долгое время не развивалось образование, в том числе и духовное. И многие, начиная с Петра Могилы (1597-1647 - киевский митрополит, святитель), учились на Западе. Для того чтобы получить образование за границей, приходилось даже принимать католицизм, так как «иноверцам» вход в западные университеты был закрыт. По возвращении на родину выпускники снова принимали православие. К счастью, сегодня мир открыт, и мне менять вероисповедание не пришлось. В Папском восточном институте учились многие духовные деятели. Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, некоторые преподаватели нашей Петербургской Духовной академии. Да и в самом Риме есть русская диаспора, действуют два русских прихода, а всего в Италии около тридцати приходов Русской православной церкви, не считая около 50 общин, не имеющих собственных храмов.
- Тогда сформулируем вопрос по-другому, как парнишка из глубокой провинции - из Кунгура - добрался до Рима?
- Семинария – это только первая ступень высшего духовного образования. После пяти лет учебы в Санкт-Петербургской православной духовной семинарии поступил в Духовную академию. По окончанию академии по распределению остался в Петербурге. Ректор предложил продолжить учебу за рубежом, так я поступил в Папский институт Рима.
- Что преподают на факультете канонического права?
- Предметы соответствующие – юридическая методология, история кодекса, международное, римское право и так далее, в общем, ничего особенного. Обучение полностью на итальянском. Учусь я в магистратуре, осваиваю специальность канонист. В перспективе можно работать преподавателем канонического права в Духовной школе, в церковном суде и так далее.
- В Папском вузе изучают православие?
- Православие в итальянских семинариях не изучают вообще, да и не только православие, тут даже никаких языков в семинариях не изучают. Латынь знают единицы – те, кто учились в светских вузах или на определенных факультетах, таких, как мой, канонического права. Вообще, это проблема европейского образования – узкая специализация и отсутствие широкого кругозора.
- Вы перевели со старославянского на русский язык православный молитвенник.
- И теперь меня обвиняют в модернизме, - улыбается Андрей. - Все-таки славянский язык – это язык культурный, язык прошлого. Да, это общее, что соединяет славянский мир. Сербы служат на славянском, Болгария, Украина, Белоруссия, Россия, Молдавия. Но вопрос – насколько объединяет? Чтобы язык объединял народы, эти народы должны его понимать. А если они этот язык не знают, как он может их объединять? В первую очередь, приходя в храм, мы должны понимать, о чем читают и что читают и проповедуют. А потом уже культура и эстетика.
- По-моему, то, что вы сделали - чистое миссионерство.
- Просто я за альтернативу. Как действуют приходы традиционные, где сохраняется старая служба на славянском языке, так должны быть и приходы, где идет обучение, развитие, какие-то изменения, и не только в языке. Скажем… нет, не будем произносить слово «реформа», потому что его все боятся. Хотя я сторонник реформ (смеется). Конечно, перевод на русский язык очень сложное дело – должна быть выработана богословская терминология. Все это очень долгий процесс. Но я никакого велосипеда не изобретал. С середины 19 века стали переводить богослужения на русский. Другое дело, что переводы не вводились активно в богослужебную жизнь. Сейчас филологи работают над этим.
- Католический мир отказался от мертвого языка латыни?
- Да, но это тоже крайность. Даже итальянцы уже не знают латыни. В Риме только когда Папой был избран Бенедикт XVI, появился один приход со службами на латинском языке.
- Окунемся в мирское. Чем занимается в свободное время будущий магистр, а возможно и доктор, церковного права? И есть ли оно?
- В свободное от учебы время предпочитаю путешествовать. В Европе это очень удобно. Билет на самолет Рим-Париж можно приобрести всего за 8 евро. В прошлые выходные был в Афинах (правда, кроме Акрополя, смотреть там нечего). Сейчас идут Пасхальные каникулы, и у меня новый маршрут: Сербия-Хорватия-Франция. Во многих странах у меня есть друзья, с которыми я учился в Петербурге. Но даже в поездках свободного времени как такового нет, ежедневник заполнен различными планами и проектами – их, как всегда, много. Время - это, пожалуй, единственное, в чем ощущаю острый дефицит.
- У вас уже есть любимые места в Вечном городе? Что произвело особое впечатление, когда только приехали в Рим? И что удивляет сейчас?
- Любимое место прогулки – там, где я еще не был. Что удивило в Риме? Итальянцы – консервативные католики. Достаточно набожные. Они привыкли жить в своем мире (и это касается не только религии). Они практически не имеют представления о православии. Мало путешествуют. Плохо знакомы с мировой историей, впрочем, как и своей страны. Но очень жизнерадостные.
Вот, к примеру, на днях навеяло Маяковским:
«Читайте, завидуйте,
я - гражданин
Советского Союза!»
Теперь, на ближайшие 10 лет, я стал советским гражданином …с римской пропиской!
Дело в том, что я оформил прописку и сделал carta d’identita (что-то типа местного паспорта), где в строке «гражданство» мне написали: Sovietica!!! Блаженные итальянцы, они живут в своем замкнутом мирке, и им даже дела нет до того, что этой страны уже вот как 20 лет не существует на политической карте мира!!
Я специально не стал менять карту, оставил как есть, на память, и даже уже открыл счет в итальянском банке как гражданин Советского Союза!!!
- Насколько среди студентов духовных учебных заведений сильно увлечение футболом? Если вам футбол близок, за какую команду болеете?
- Футболом я не увлекаюсь, хотя за компанию не прочь посмотреть хороший матч. Практически все мои друзья – болельщики «Зенита». В Питерской Духовной Академии есть своя футбольная команда, и это все на официальном уровне – на сайте академии можно следить за ее жизнью и успехами. А в Италии футбол это практически вторая религия (если не первая).
- Кем вы себя видите в будущем – священником, странствующим миссионером, преподавателем?
- Принять сан я мечтал с детства, но не тороплюсь с этим, тем более, что, строго говоря, по канонам Церкви священнический сан можно принимать только после 30 лет. И это, я считаю, разумно. Ну чему неопытный мальчишка может учить и наставлять с амвона бабушек, у которых за плечами целая жизнь?
Где, кем я буду служить или работать – не знаю, меня больше интересует, как я это буду делать. Планов, как всегда, много. Возможно, буду заниматься и преподавательской деятельностью. Будущее покажет. А пока надо еще поучиться, пока время есть.
- После 8 лет учебы в Питере и года учебы в Риме считаете себя столичным жителем?
- Даже не знаю. Пожалуй, для меня сегодня уже неважно, где я нахожусь. Да и что сейчас расстояния? Сел на самолет и через три часа ты в Италии… Вообще, Италия мне очень нравится – там живут жизнерадостные и беззаботные люди, которые очень любят свою страну. А Рим – это вообще, христианский мир в миниатюре. Но жить и работать я бы предпочел в России.
ИЗ БИОГРАФИИ
Андрею Бартову 26 лет. Родился в Кунгуре, в семье Василия и Натальи Бартовых. После окончания школы № 18 поступил в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию, продолжил обучение в Петербургской Духовной Академии, старейшем высшем учебном заведении России. Сейчас заканчивает 1 курс магистратуры факультета канонического права Папского восточного института в Риме. Внук почетного гражданина города Кунгура протоиерея Бориса Бартова.
//iskra-kungur.ru