Дом № 60 по улице Ленина в Ленске стал постоянным «героем» газетных публикаций. В прошлом году, когда село тяжело входило в отопительный сезон, мы рассказывали о замерзающих жильцах этого дома. Нынче тепло пришло уже в сентябре. Но возникла новая напасть. Некачественный капремонт.
Жильцы написали в редакцию.
Денис Поляков
«В 2008 году районные власти уговорили нас создать ТСЖ, чтобы получить средства на капремонт в нашем доме. После чего нашему товариществу «Ленский дом» выделили деньги. Но смету сделали без участия жильцов дома, хотя мы, как положено, внесли свои 5% от стоимости ремонта. Заменили шифер, водопровод, отопление. Но вот беда – трубы поставили маленького диаметра. И тепло просто не доходит до квартир. Прошлой зимой нас просили потерпеть и померзнуть, обещали разобраться в проблеме летом. Обманули. Никто летом не приехал. Водопровод тоже сущее наказание. Трубы постоянно протекают. На свои деньги вызываем мастеров. Самое ужасное, что никто не хочет ни за что отвечать. Ни заказчик – управление развития инфраструктуры Кунгурского района, ни подрядчик – фирма «Уралстройпрогресс» (директор – Ара Алексанян). Пишем во все инстанции – уполномоченной по правам человека в Пермском крае – Татьяне Марголиной, начальнику краевой инспекции вневедомственного контроля – Анатолию Лаврентьеву, в кунгурскую прокуратуру. Но никто из чиновников за все это время не выезжал на место. Все отправляют нас в суд».
Почти каждый день обиженные некачественным капремонтом люди приходят к главе поселения. Жалуются ей. Просят совета.
- Первой же зимой люди стали мерзнуть, - рассказывает глава Ленского сельского поселения Фаина Истомина.- А дом у них всегда был теплым. Конечно, они стали предъявлять претензии. Летом 2010 года субподрядчик Олег Трубников по просьбе жильцов устранял недоработки, добавил секции к батареям. Но работы до конца не довел. И пропал. Мы перед началом отопительного сезона сделали опрессовку – все трубы и краны потекли. Трубников не едет. Алексанян не реагирует. Их позиция – пускай обслуживающая организация делает. В обслуживающей организации ООО «Ленск-энерго» говорят: «Почему мы должны устранять неполадки, если есть гарантийный ремонт?» Он кстати, действует три года, то есть до осени 2012 года. Но подавать тепло нужно. Пришлось людям у себя в квартирах за свои деньги отремонтировать краны, трубы. Но и сейчас, то в подъезде потолок протечет, то в квартире – у семьи Накаряковых, например. Хотя дождей нет. Видимо, и на чердаке с трубами непорядок. Дом в эксплуатацию после капитального ремонта не сдан. Приняты только отдельные виды работ. Меня спрашивают, как вы приняли систему отопления? А как не принять? Прошлой осенью мы с комиссией пришли – трубы новые. Сделали опрессовку – нигде не бежит. А то, что трубы меньшего диаметра, – так что же – мне их пилить и мерить линейкой? Проблемы-то начались через год. Вот для этого и нужен гарантийный ремонт.
Как ни странно, в выигрыше остались те, кто отказался менять старые трубы на новые. Например, Валентин Пятунин. «У меня в квартире никогда холодно не было. Зачем что-то менять? – подумал я. И не прогадал. У меня тепло и трубы не текут».
- Когда приступили к замене труб – обнаружилась серьезная проблема,- говорит директор подрядной организации - Ара Алексанян. - На всю систему отопления нужно было 400 метров трубы. А по смете – заложено лишь 300 метров. Перенести средства с другой статьи условия данной программы не позволяли. То есть, к примеру, взять часть денег от ремонта в подъезде или на чердаке и купить на них дополнительные 100 метров труб – нельзя. Выход все-таки нашли – купили трубы меньшего диаметра – но необходимые 400 метров. На качество отопления это влиять не должно – если температура теплоносителя нормальная – то в доме будет тепло. Дополнительные секции батарей в квартиры субподрядчик устанавливал уже за пределами сметы капремонта. По договоренности с жильцами. Поэтому когда мне сейчас говорят, что прокладки в трубах некачественные – я сомневаюсь. Жильцы что-то с батареями намудрили, а Алексанян отдувайся.
Выяснилась и другая интересная деталь. Дом строил хозспособом еще колхоз. И удвоил количество отопительных систем в квартирах – чтоб жильцы не мерзли. Современные строительные нормы такого числа батарей никак не предусматривают. И смета с таким их количеством просто не прошла бы через сито контроля. Поэтому вместо 12 секций в квартирах после ремонта появилось шесть. Отсюда и заметная прохлада.
Сырость заказчик ремонта объясняет тем, что, якобы, кто-то из жильцов, когда летом прибавлял дополнительные батареи, слил воду из системы отопления. Высохшие уплотнительные прокладки и потекли осенью, как только трубы заполнили теплоносителем.
И все же многие специалисты сходятся на том, что дом № 60 это как раз та самая капля воды, в которой отразились все мыслимые проблемы подобных ремонтов на региональные деньги: сметчик ошибся, подрядчик нагрешил, заказчик просмотрел, жильцы недоглядели.
Например, взять ту же смету на ремонт. Как можно было запланировать установку приборов учета тепла и воды, когда в доме нет ни подвала, никакого другого подсобного помещения для них. Поэтому 193 тысячи рублей пришлось вернуть обратно.
Виноваты, выходит, все понемногу, но никто не торопится помочь жильцам. Подрядчик и обслуживающая организация пытаются переложить работы друг на друга. Чиновники наблюдают за ситуацией со стороны – и лишь разводят руками: мы-то, дескать, при чем.