Л. И Бушуев, тогдашний глава Пешнигортского сельского совета говорит: «Комиссия в составе представителей окружного статистического управления, районной администрации и Пешнигортского сельсовета, установила, что здание находится в аварийном состоянии и непригодно для последующей эксплуатации. Фундамент, несущие конструкции стен, крыши были гнилыми».
Прошло меньше 15 лет. Десятилетия безбожия, а больше всего последние годы торжества потребительской психологии далеко увели нас, а особенно молодых, от нравственного опыта прежних поколений. Теперь нам самим плохо от забвения и ослушания божественной заповеди. Люди хотят, чтобы радостно было в храме от свечей, а в душе - от молитвы. Только вот храма пока нет. На месте будущей церкви поставлен поклонный крест, куда ежегодно 9 мая, в день памяти Стефана Великопермского, совершается крестный ход прихожанами Свято-Никольской церкви. Но есть молитва. Особо усердная к святителю Пермяцкой земли епископу Илие.
Епископ Кудымкарский Илия
родился в 26 июня 1852 года в селе Верх-Язва, ныне Обвинск Пермской губернии. После окончания Пермского духовного училища в 1874 году был зачислен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1877 году «действительный студент Академии» определён смотрителем Якутского духовного училища. Не знаем, как долго позволило здоровье молодому государеву человеку служить в этом суровом крае. Из церковного вестника узнаём, в марте 1895 года доверенный от крестьян Верхне-Язвинской волости и статский советник Илья Прокопьевич Бабин получает благодарность Пермского епархиального совета за «плодотворную деятельность по развитию и укреплению обучения и воспитания крестьянского населения в духе православной церкви».
В 1907 году совершается долгожданное событие: рукоположение в сан священнослужителя. Уже через год протоиерей Илия отмечен камилавкой, а к 60-летию удостоят наперсного креста, выдаваемого Священным Синодом. Священник служит в Красноуфимске, Кунгуре, Кустанае. В 1920 году возвращается на Родину. Здесь, в монастыре, после революции ещё жили насельницы, которые были для отца Илии как родные. Спустя два года власти закрывают обитель. Семидесятилетнего батюшку препровождают в тюрьму в Усолье. Через год рукоположенный служитель алтаря Илия поставлен настоятелем Успенской Церкви в Обвинске. Враги Церкви доносили о нём: «отличался злохулением на обновленцев», и в 1927 году – снова арест. Теперь его выселяют из квартиры в бывшем церковном доме.
Летом 1929 года протоиерей Илия возводится в сан епископа Кудымкарского. Через год епископ Илия за «контрреволюционные идеи» удалён в село Пешнигорт. Там существовал Стефановский женский монастырь. Травля, преклонный возраст довершили своё дело: 3 апреля 1931 года владыка тихо скончался. Могила епископа - на старом Пешнигортском кладбище. Рядом - могилка иерея Тимофея, служившего после войны в Ёгве.
Целительное место
Долгое время могила священника была безымянной, просто стоял железный крест без надписи. Место оберегалось. Знали о могиле не все, а те, кому было дано. Табличка с именем появилась в 90-е годы. В 2005 году по молитвам и усилиями прихожанки Свято-Никольской церкви Алевтины был выпилен сосновый крест, вырезаны на нём имя и годы жизни епископа Илии. Помощь приходила сама: помогали друзья, знакомые и незнакомые люди. Хотела, чтобы никто не знал о её работе. В шесть утра простые деревенские работяги убрали старый палисадник, поставили тот, который мы сейчас видим. Администрация Степановского поселения помогла установить лесенку.
Место упокоения старца ухожено. Издали заметно это место: в этом году прибита табличка. Деревянные ступеньки ведут к крестам-часовым, а дальше тропинка - к синей оградке. В тени черёмухи думается о ранах, которые мы сами себе причиняем, о чуде преложения больного в здоровое. Сюда идут верующие не только из Кудымкарского прихода. Ежегодно в день Пророка Илии 2 августа совершается молебен, приезжают сестры из Свято-Успенского Обвинского монастыря, чтоб отслужить панихиду и приложиться к святыне. Люди, страдающие болезнями ног, с верой пришедшие, получают исцеление. Матушка Варвара, настоятельница Свято-Успенского монастыря рассказывает: «Илия явился во сне старице: «У тебя ножки болят, почему не идёшь ко мне»? Известен случай: юноша из Екатеринбурга преодолел 700 километров на мотоцикле, чтобы увезти землицу с могилки отца Илии. Не скрою, приехала, чтобы сделать фотографии, помолилась, приложилась к кресту, и почувствовала такое же необыкновенное благоухание, какое бывает у раки с мощами святых.
Житие владыки Илии составил пермяк писатель В. А. Королёв, приехавший паломником на святое место. Поговаривают, что мощи старца хотят увезти в Обвинскую обитель или в Белогорский монастырь. На что священник Игорь Вилесов, Благочинный Коми-Пермяцкого округа, ответил: «Такую святыню, конечно же, надо сохранить на нашей земле».
Во имя разрешения ноши греховной
Что сейчас в местах служения единственного в истории округа епископа? В Кудымкаре церковь вернули верующим, в Обвинске возрождена обитель. Непокаянным осталось место в Пешнигорте. Монастырь разорили, на святом намоленном месте стоит каменный клуб.
Сегодня округ духовно возрождается: уже не надо говорить о том, что храм – это место особого таинственного присутствия Господня, место приближения человека к познанию истины. Прошение о разрешении строительства на территории бывшего монастыря находится у Митрополита Пермского и Соликамского Мефодия. Подготовлена проектно-сметная документация небольшой церкви площадью 48 квадратных метров, пока без притвора.
- В бюджете района нет статьи на такое строительство. В Берёзовке, например, 26 апреля этого года уже прошла первая служба в храме, возведённом полностью на пожертвования населения и средства предпринимателей. Помочь можем только тем, что дадут люди, - говорит глава Кудымкарского муниципального района А.А. Зырянов. Кстати, именно на пожертвования населения и предпринимателей выполнены планировка площадки будущей церкви, разработка проекта здания.
Будущая Свято-Стефановская церковь возрождается радением администрации Степановского поселения, стараниями её главы Раисы Петровны Овчинниковой и специалистов, а также совета ветеранов. Для сбора пожертвований на строительство храма под руководством и при непосредственном участии Раисы Валентиновны Хозяшевой организованы встречи с руководителями всех организаций, находящихся на территории Пешнигорта. Раиса Ивановна Калина, Ольга Петровна Хозяшева, Екатерина Ефимовна Харламова ходили с жертвенными ящиками в деревнях Амоново, Вырово и самом Пешнигорте. Собрано чуть больше 13 тысяч рублей. Да ещё 24 с половиной тысячи рублей получены от руководителей предприятий и малого бизнеса города и района, покровительствующих этому делу. Благодарность опубликована в газете «Иньвенский край» №29 от 22.07. 2010 г. С Алексеем Петровым, возглавляющим торговую сеть «Маркетинг», достигнута договорённость: во время субботников для строителей храма будет работать полевая кухня.
Отец Игорь надеется: «Вновь возведённая церковь будет называться во имя Стефана Великопермского, совершившего великий подвиг укоренения веры православной на земле Коми. Сила его просвещения велика, и это символично, по молитвам его люди будут обретать новую веру, как в 14 веке».
Поистине, «блаженны милостивии», ибо всё бескорыстно отданное возвращается приумножившись. Поэтому, наверное, удачны дела тех, кто помогает. Сейчас нужны деньги. Обращаться в Свято-Никольскую церковь г. Кудымкара по телефону (834 260) 43648.
Дай Бог, церковь на камне мы построим. Но сегодня мы, люди, другие. Верим кто в справедливость, кто в светлое будущее. Два года назад, когда всё начиналось, было больше веры в то, что церковь будет построена. Пусть соработничество Творцу, поможет не потерять её. А укрепить, чтобы другая, состоящая из душ человеческих, церковь Святым своим Духом вновь оживляла нашу жизнь.
Светлана ПОПОВА