Плотникова Екатерина Васильевна родилась в деревне Тебенькова Кувинского сельского совета 19 января 1935 года, но по неизвестным нам причинам дата рождения стала другой – 19 декабря 1936 года. Выросла она в музыкально одаренной крестьянской семье, в которой хорошо пели почти все, особенно бабушка, отец, тетя. Впоследствии эти услышанные в детстве песни вошли в ее репертуар.
Ее отец Плотников Василий Андреевич погиб на войне, мать Александра Арсентьевна воспитывала дочь одна. С детства Катя познала крестьянский труд. Жили бедно, как и все в деревне.
После окончания Кувинской семилетней школы она поступила в Кудымкарское медицинское училище на медсестринское отделение, но, не окончив второй курс, бросила учебу. Причиной послужило материальное положение, мама могла помогать дочери только тем, что вырастили в огороде. В колхозе была зарплата – трудодни. А рядом учились девочки из леспромхозов, где их родителям платили зарплату. Как о себе однажды сказала Екатерина: «рядом с ними я была нищей лапотошницей».
Уехав в Пермь, она устроилась на работу на военный завод. Ее приняли в медпункт. Чтобы не уснуть во время ночных дежурств, Катя пела. Вскоре ее пригласили участвовать в кружке художественной самодеятельности. Однажды во время смотра ее заметила заслуженная артистка РСФСР Татьяна Терентьевна Измайлова, солистка оперного театра. Через некоторое время она порекомендовала Плотникову Екатерину в Пермский оперный театр им. П.И. Чайковского.
Было большое желание петь, и за два года работы в оперном театре Екатерина выучила все основные партии ведущих артистов, но ей пока давали незначительные роли. Жить было нелегко, поэтому она решила перебраться ближе к маме, в Кудымкар. Устроилась в окружной ансамбль песни и танца, но через год ансамбль расформировали. Тогда Екатерине предложили поехать в Сыктывкар, где она стала солисткой ансамбля «Асъя Кыа». Екатерина чувствовала, что ей не хватает музыкального образования. В 1963 году ей дали направление во Всесоюзную студию эстрадного искусства в Москве. После учебы она вновь вернулась в Сыктывкар, но ее манила Москва. Ей посчастливилось в том, что она попала к известному педагогу, знатоку народных песен Ирме Петровне Яунзем, которая пела песни на 50 языках. С ней сложились теплые, дружеские отношения. Екатерина называла Ирму Яунзем своей учительницей и даже своей второй мамой. Вот такие ее записи сохранились в документах:
«…Ирма Петровна – вторая мать. Познакомилась с ней, когда приехала из Коми АССР в Москву. Ничего не знала, выросла в лаптях. Она дала мне:
1.Хлеб – уникальный репертуар.
2. Выдала замуж.
3.Устроила в филармонию.
4. Повышала ставку зарплаты.
5. Ирма Петровна жила в одном дворе.
6. Учила работать, чтобы было интересно.
7. 12 лет совместной работы.
8. Помогла записать на коми-пермяцком языке 3 пластинки».
Гастроли по стране, месяцы в разъездах, бесконечные репетиции – успех и признание. В 1996 году ей присвоили звание «Заслуженной артистки России».
К сожалению, в Коми округе ее не знали, кроме жителей своей деревни и села Кувы. Потому что каждое лето-осень она приезжала к матери, помогала косить, копать картошку. Тогда она давала концерты в Куве и по деревням на полевых станах, покосах, там, где работали люди. В ее концертах участвовали артисты из Белоевского СДК, аккомпанировал Леонид Рочев. Я тогда работала секретарем парткома совхоза «Кувинский», поэтому всегда интересовалась, когда она приедет, чтобы организовать ее концерты. Она никогда не отказывалась выступать перед земляками.
Округ заметил ее после выпуска ее пластинки, когда она через двоюродного брата передала ее на окружное радио.
Первый раз Екатерина Васильевна выступила в округе вместе с артистами из Пермского оперного театра. Потом Пермская филармония пригласила ее на 60 сольных концертов. В итоге она с концертами объездила все уголки нашего округа.
Коми-пермяцкая певица добилась издания 3 пластинок. Первая пластинка, выпущенная в 1978 году, включала народные коми-пермяцкие и песни народов коми. Это «Чужи быдми сьöд вöр шöрын», «Кычö тiйö мунатö», «öктi ягöдсö» «Басöк нывка», всего 14 песен.
Вторая пластинка (1979 г.) связана с творчеством коми-пермяцкого композитора Александра Ивановича Клещина. В нее вошло тоже 14 песен на коми-пермяцком языке: «Парма, Парма», «Ыб дорын жельнöг цветитiс», «Ой тэ, Иньва», «Ой, река Кува» и другие.
Третья пластинка «Песни Пармы моей», на ней коми-пермяцкие и русские народные песни.
Многие помнят фильмы с ее участием, я тоже была причастна к ним.
Не все гладко шло в жизни Екатерины Васильевны. Страданий на ее долю выпало достаточно, с лихвой. Большую часть жизни она скиталась по съемным квартирам, но благодаря Министру культуры Екатерине Фурцевой она получила квартиру. Ей приходилось всего добиваться собственным упорством, трудом.
Не испытала она счастья семейной жизни, материнства. Не сложилось с первым мужем, второй оказался еще хуже. Очень страдала Екатерина Васильевна, что ее старенькая мама живет в деревне одна. Она уговорила ее и привезла в Москву. Однако ее муж Борис Грачев буквально выжил ее. Пришлось увезти ее к сестренке в Кудымкар. Свое истинное лицо Грачев показал и в дальнейшем, когда больную жену он выгнал из квартиры, она жила одна на их даче в Переделкино. Позже не впустил ее в собственную квартиру после больницы. Это стало очередным ударом. Сердце не выдержало, она скончалась. (Об этом снято видео и показано в новостях по каналу «Культура»).
О своей болезни Екатерина Васильевна узнала в середине 90-х годов. Сахарный диабет – коварная болезнь. Сначала ей удалили средний палец правой руки, затем несколько пальцев с левой ноги и позже ногу выше колена.
Никакие трудности не смогли сломить ее. Она строила планы, писала книгу, кроме того готовила песни для детей, оставалась душевной, доброй, приветливой. Всегда была рада встречать гостей, особенно земляков. Не зря земляки писали ей письма, делились своей судьбой, рассказывали, как они любят свои коми-пермяцкие песни, благодарят ее. Вот строки из письма В. Фадеевой из Юрлы: «…Нахожусь под впечатлением прослушанной радиопередачи Зои Ражевой «Наши земляки в Москве», где вы рассказали о своей жизни, о творчестве. Я восхищаюсь Вами, вашей добротой, жизнелюбием, трудолюбием. Вы не забыли родной язык, Вы прославляете наш край, наши коми-пермяцкие песни…».
И еще из второго письма: «Пишет Вам Юлия Николаевна. Вот сегодня 7 декабря 2001 года передавали по радио о вас, вы рассказывали о своей жизни. Я с вами вместе пела, хотя сама еле хожу, такая больная, пела и плакала. Я всегда слушаю ваши песни, люблю, как и вы, свою Парму. Пишу стихи, частушки, вышиваю, вяжу, участвую в художественной самодеятельности. У нас с вами много в судьбе схожего, у меня тоже отец погиб на войне…».
Таких писем Екатерина Васильевна получала десятками. Люди рассказывали ей о своей судьбе, благодарили ее за песни.
Екатерина Васильевна была всегда скромной. За всю жизнь она широко отметила лишь 65-летний юбилей. (2001 г.) Многих земляков приглашала в гости, но не все поехали. До сих пор я сожалею, что тогда не поехала. Ее чествовали в Московском Доме дружбы. Пришедшие на ее юбилей Александра Стрельченко и Лидия Федосеева–Шукшина отметили высокую артистическую культуру певицы, задушевность исполнения.
Оказавшись в одиночестве, больной, она не приняла приглашения вернуться на родину, ссылаясь на низкий уровень медицинского обслуживания в округе. Кроме того у нее были планы написать книгу, записать свои коми-пермяцкие песни. Она считала, что в Москве это получится быстрее. Но не судьба.
26 августа 2002 года ее не стало. Урну с прахом привезли в Куву и похоронили рядом с ее матерью, благодаря двоюродной сестре Марии Кандер установлен мраморный памятник.
Местные жители не забывают свою землячку и постоянно навещают ее могилку.
Н.С. Истомина,
методист Кувинского краеведческого музея «Исток».
Фотографии из архива музея «Исток»